Судебная практика

Решение от 2007-08-06 №А65-14983/2007. По делу А65-14983/2007. Республика Татарстан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-17-60, 292-07-57

Именем Российской Федерации Решение

г. Казань Дело № А65-14983/2007-СА3-43

“6“ августа 2007 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Хамитовым *.*.,

рассмотрев 6 августа 2007 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению отдела Государственного пожарного надзора по Нижнекамскому муниципальному району УГПН ГУ МЧС РФ по РТ, г.Нижнекамск, РТ (далее-заявитель) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гранд-Техникс», г.Казань (далее-лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности по ч.2 ст.19.19 КоАП РФ,

с участием:

от заявителя – (извещен) не явились

от ответчика – представитель
Шагиев *.*.

Установил:

Отдел Государственного пожарного надзора по Нижнекамскому муниципальному району УГПН ГУ МЧС РФ по РТ, г.Нижнекамск, РТ (далее-заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гранд-Техникс», г.Казань (далее-лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности по ч.1,2 ст.19.19 КоАП РФ.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, до судебного заседания ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Лицо, привлекаемое к ответственности требования не признало, пояснило, что извещений о дате составления протокола об административном правонарушении не получал.

Дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности в порядке ст.156 АПК РФ.

Согласно представленным суду материалам дела, заявителем 06.06.2007 г. была проведена проверка в магазине «Техносила» филиала «Гранд-Техникс», расположенном по адресу: РТ, г.Нижнекамск, ул.Корабельная, д.42.

В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований Постановления Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г., Приказа МЧС РФ №312 от 18.06.2003 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.06.2003 г. №4784) образующие состав административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проведенной проверки был составлен акт №027187 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 06.06.2007 г., протокол №642/3 об административном правонарушении от 06.07.2007 г., определение №642 о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.06.2007 г., определение №642/4 о передаче материалов административного дела на рассмотрение по подведомственности от 06.07.2007 г.

Исследовав материалы дела, изучив представленные документы, учитывая доводы лица привлекаемого к ответственности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать по следующим основаниям.

Суд Установил, что руководитель и законный представитель Общества о возбуждении дела об административном правонарушении извещены не были.

В
соответствии с п. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе время, место и событие административного правонарушения. Кроме того, пунктом 3 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено разъяснение прав и обязанностей, установленных КоАП РФ для участников производства, среди которых установленное п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ право давать объяснения по делу и заявлять отводы. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 (в ред. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10) “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, суду при рассмотрении дела о
привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.

Таким образом, положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушит право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что доказательства надлежащего уведомления Общества о дате составления протокола об административном правонарушении отсутствуют.

Изложенное означает, что Общество было лишено возможности принять участие при составлении указанного протокола, права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, ему не разъяснялись, следовательно нарушение административным органом требований ст. 28.2, ст.25.1 КоАП РФ имело место.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В
соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе принципа состязательности, который находит свое проявление во всех видах судопроизводства. При этом фактическая сторона состязательности заключается в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Так пункт 1 статьи 65 АПК РФ содержит указание, в соответствии с которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействий), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, без предоставления ему таких гарантий, дело об административном правонарушении не может быть всесторонне, полно и объективно рассмотрено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение 10 суток.

Судья *.*. Хамитов