Судебная практика

Решение от 2011-02-18 №А06-7572/2010. По делу А06-7572/2010. Астраханская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение г. Астрахань

Дело №А06-7572/2010

18 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.02.2011 года.

Полный текст решения изготовлен 18.02.2011 года.

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:

судьи: Мирекиной *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косабуцкой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Товарищества собственников жилья “Юбилейный“

к Управлению федеральной антимонопольной службы России по Астраханской области

о признании незаконными действий антимонопольного органа по возбуждению дела № 29-К-04-10, по вынесению решения от 22.09.2010 г. по делу № 29-К-04-10, решения от 22.09.2010 года недействительным,

при участии:

от заявителя – Алимовой *.*. – председателя ТСЖ, Максимовой
*.*. – представителя по доверенности от 10.12.2010 г.

от заинтересованного лица: Тажиева *.*. - - представителя по доверенности № 6 от 11.01.2011 г.

Установил:

Товарищество собственников жилья “Юбилейный“ (далее – заявитель, ТСЖ «Юбилейный») обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления федеральной антимонопольной службы России по Астраханской области (далее – УФАС России по АО, антимонопольный орган) по возбуждению дела № 29-К-04-10 на основании обращения от 05.08.2010 года незаинтересованных и неуполномоченных лиц и решения по факту нарушения ТСЖ части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основанием для признания решения незаконным заявитель указывает, что антимонопольным органом возбуждено дело на основании обращения депутатов, не оформленном в порядке, установленном законодательством, порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций, установленный Постановлением правительства Астраханской области № 451-П от 21.08.2008 г. соблюден. Организации, заявки которых отклонены, не обращались с жалобами на действия ТСЖ «Юбилейный». Договор на выполнение работ заключен с ООО «Лавина», работы по состоянию на 08.02.2011 г. закончены, денежные средства освоены, качество ремонта удовлетворяет, претензий со стороны Министерства ЖКХ по Астраханской области нет.

Ответчик заявленные требования отклонил в полном объеме, считает Решение законным, так как при проверке, проведенной на основании обращения депутатов МО «Рабочий поселок Красные Баррикады», установлен факт нарушения заявителем части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Считает, что несоответствие формы обращения депутатов установленному порядку не является препятствием для возбуждения дела об административном правонарушении. Заявитель провел конкурс в виде торгов. Пояснил, что антимонопольный орган считает, что ТСЖ «Юбилейный» отказав хозяйствующим субъектам, подавшим заявки на участие в
отборе, по основанию «отсутствие сведений о сроках предоставляемой гарантии», не предусмотренному в извещении, ограничило конкуренцию.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление товарищества собственников жилья подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, УФАС России по АО на основании поступившего обращения депутатов МО «Рабочий поселок Красные Баррикады» о нарушении прав собственников жилья на самостоятельный выбор подрядных организаций для ремонта домов в рабочем поселке «Красные Баррикады» по ул. Мира, дом 1, 50 лет Октября, дом 1, Первомайская, дом 8, проведена проверка законности и обоснованности отбора ТСЖ «Юбилейный» подрядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в рабочем поселке «Красные Баррикады» по ул. 50 лет Октября, дом 1.

В ходе проверки установлено, что ТСЖ «Юбилейный» на сайте администрации МО «Икрянинский район http:// ikryanoe. astrobl.ru/ в сети Интернет размещено сообщение о проведении отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, р.п Красные Баррикады, ул. 50 лет Октября, дом 1. Приложением № 1 к извещению определена форма заявки на участие в отборе на право заключения с ТСЖ «Юбилейный» договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома.

Согласно протоколу заседания комиссии ТСЖ «Юбилейный» от 22.07.2010 г. при рассмотрении представленных на конкурс заявок, было принято Решение об отказе в участии в конкурсном отборе ООО «ЮгСтройСервис», ОАО СК «Маяк», ООО «Орион». К участию в конкурсе допущено ООО «Лавин».

29.06.2010 г. заявителем с ООО «Лавин» заключен договор № 1 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 1 ул. 50 лет Октября в р.п Красные
Баррикады, который на момент рассмотрения спора был исполнен сторонами в полном объеме.

В связи с тем, что ТСЖ «Юбилейный» включил в перечень документов, содержащихся в заявке общества, согласованный проект договора, а также тем фактом, что в извещении не содержалось требование о содержании в заявке сведения о сроках предоставляемой гарантии качества работ, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ТСЖ «Юбилейный» пункта 9 Постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2008 г. № 461-П «О Порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“.

22.09.2010 г. Астраханским УФАС России по АО вынесено Решение по делу № 29-К-04-10 о нарушении ТСЖ «Юбилейный» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявитель, считая действия по возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании обращения от 05.08.2010 года и принятого по нему решения антимонопольного органа от 22.09.2010 г. о признании ТСЖ нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции незаконными, и принятия решения об обращении в суд с иском о признании отбора недействительным, обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

В соответствии с положениями статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно части
2 указанной статьи основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - материалы);

заявление юридического или физического лица (далее - заявление);

обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

результат проверки, при проведении которой выявлены факты нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

В соответствии с частью 1 статья 42 Закона №135-ФЗ заявителем по делу о нарушении антимонопольного законодательства является лицо, подавшее заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившие материалы.

По смыслу данной нормы заявитель выступает в качестве активной стороны, так как именно он возбуждает дело с целью защиты своих прав или прав других лиц и охраняемых законом интересов.

Из материалов дела следует, что проверка соблюдения заявителем порядка конкурсного отбора подрядных организаций проводилась антимонопольным органом на основании обращения депутатов Совета МО рабочий поселок «Красные баррикады», отнесенных антимонопольным органом к обращениям органов местного самоуправления, т. е. на основании пункта 1 части 2 статьи 39 ФЗ № 135-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избранные органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные
уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Постановлением Совета муниципального образования “Рабочий поселок Красные Баррикады“ от 28.01.2005 N 3/1 принят Регламент Совета муниципального образования “Рабочий поселок Красные Баррикады“.

В соответствии с положениями Регламента, из числа депутатов могут быть образованы комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, в Совете могут создаваться постоянные и временные депутатские группы и иные добровольные депутатские объединения (ст. 12, 17 Регламента).

Согласно Статье 40 Решения городского Совета города Астрахани от 26.12.2000 года N 4 “О утверждении Регламента городского Совета города Астрахани в новой редакции“ депутат, комиссия, депутатское объединение Совета вправе направить обращение в органы местного самоуправления (их структурные подразделения), к их должностным лицам, в организации независимо от их правовых форм, к их должностным лицам, а также к физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования “Город Астрахань“ по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.

Контрольная деятельность Совета осуществляется через комиссии Совета, через процедуру депутатского расследования, а также с помощью депутатского запроса, рассмотрения на заседаниях Совета вопросов, относящихся к сфере контроля Совета, принятия Советом обращений и заявлений с официальными пожеланиями относительно деятельности администрации поселка (ст. 86 Регламента).

Согласно статье 87.1. Регламента, письменное обращение депутата Совета к Главе района, заместителям Главы района, руководителям структурных подразделений администрации района, должностным лицам органов государственной власти Астраханской области, должностным лицам органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, должностных лиц, с требованием дать письменное объяснение об определенных обстоятельствах и сообщить о мерах, которые принимаются соответствующими должностными лицами в связи с этими обстоятельствами, по решению Совета может
быть признано депутатским запросом.

Представленное в материалы дела письмо, за подписью депутатов, признанное антимонопольным органом, как обращение органа местного самоуправление, фактически таковым не является так как, не оформлено в соответствии с требованиями Регламента, а так же не является депутатским запросом.

Кроме того, в нарушение требований статьи 39 части 2 Закона о защите конкуренции, к заявлению не были приложены материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Такие же требования к заявлениям о нарушении антимонопольного законодательства, установлены пунктом 3.11 Регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, Утвержденного приказом ФАС России № 447 от 25.12.2007 года.

Согласно п. 1.3 Административного регламента ФАС России и его территориальные органы осуществляют государственную функцию по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются: - поступающие из государственных органов, органов местного самоуправления материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; - поступающие от юридических и физических лиц заявления, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; - сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; обнаружение ФАС России, его территориальным органом, в том числе в результате проводимых ими проверок, признаков нарушения антимонопольного законодательства (п. 3.1 Административного регламента).

В соответствии с п. 3.11 Регламента заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства
со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

Пунктом 3.13. Регламента документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.

Согласно п. 3.21 Административного регламента при рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов антимонопольный орган: - определяет, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело; - устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению; определяет достаточность материалов для возбуждения дела; - определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле; - решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

В силу п. 3.27 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Заявление, по которому УФАС приняло Решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не только не соответствует требованиям регламента, но и не содержит сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения
антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, не были приложены материалы и документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Довод представителя УФАС, что не рассмотрение заявления депутатов являлось бы основанием для привлечения антимонопольного органа к ответственности, судом отклоняется как необоснованный, так как регламент, обязательный для деятельности антимонопольного органа, содержит четкий перечень оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и требования к заявлениям граждан и юридических лиц, которые могут быть предметом рассмотрения УФАС.

Как следует из заявления от 05.08.2010 года, (л.д.19), оно подано в защиту прав собственников жилья на самостоятельный выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Представитель УФАС, проводивший проверку данного заявления и представляющий интересы УФАС в судебном заседании пояснил суду, что защита прав собственников жилья не относится к компетенции федерального антимонопольного органа, в связи с чем, указанное заявление не могло быть основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Однако, не смотря на то, что заявление от 05.08.2010 года не содержала иных описаний нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, антимонопольный орган на основании данного заявления от 05.08.2010 года возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства № 29-К-04-10.

Суд, признает данные действия незаконными, так как у антимонопольного органа отсутствовали основания для возбуждения дела на основании данного заявления, так как оно не содержало необходимой подтвержденной информации, свидетельствующей о нарушении антимонопольного
законодательства.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее Закон) целью указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Часть 1 статьи 3 Закона регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Глава 4 Закона № 135-ФЗ, в которую включена статья 17, устанавливает антимонопольные требования к торгам, особенности отбора финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого их них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона “О защите конкуренции“ под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.

Согласно пункту 1.4 Устава Товарищества собственников жилья «Юбилейный» - товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Таким образом, Товарищество собственников жилья не является коммерческой организацией, его деятельность не направлена на получение прибыли, а выбор подрядной организации был осуществлен собственниками жилья для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и применяется в случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, нормы данного закона регулируют только те отношения, которые возникают в ходе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных (внебюджетных) средств и только для нужд государственных или муниципальных заказчиков.

В соответствии со статьей 4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Товарищество собственников жилья в силу закона не является ни органом местного самоуправления, ни учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета.

Таким образом, на Товарищество собственников жилья не распространяются нормы Федеральных законов № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», поскольку Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает условия предоставления целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также порядок их использования, и устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств фонда.

Пунктом 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформирования ЖКХ“ порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства Астраханской области 21.08.2008 года принято Постановление № 461-П «О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“.

В соответствии с частью 2 Постановления № 461-П рекомендовано главам муниципальных образований Астраханской области оказывать содействие товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации в отборе подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“.

В соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“, Постановлением Правительства Астраханской области от 21.08.2008 года N 461-П утвержден Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“.

Согласно пункту 2 Порядка заказчиком и организатором комиссионного отбора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включенного в Программу, выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив либо выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация.

Организатор комиссионного отбора организует подготовку документации, публикует сообщение о проведении комиссионного отбора, представляет документацию и дает необходимые разъяснения, обеспечивает сбор и хранение представленных заявок на участие в комиссионном отборе.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организатор отбора до начала его проведения создает комиссию по проведению отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и утверждает ее состав, в который включаются представители организатора отбора, собственников помещений в многоквартирном доме, органов местного самоуправления, министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и экспертной организации, аккредитованной в качестве органа по сертификации в системе «Росжилкоммунсертификация».

Согласно пункту 7 Порядка, извещение о проведении отбора должно содержать сведения о: наименовании организатора отбора и месте проведения комиссионного отбора; виде работ и месте их выполнения; цене и сроках выполнения работ; требованиях к участникам отбора; порядке, месте и сроке подачи заявок и документов на участие в отборе.

Извещение, размещаемое на официальном сайте органа местного самоуправления, помимо сведений, указанных в пункте 7 Порядка, должно содержать:

форму заявки на участие в отборе;

краткое описание объекта капитального ремонта и форму договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - договор) согласно приложению (в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.05.2009 N 251-П)

перечень необходимых для представления участником отбора документов для подтверждения его соответствия предъявляемым требованиям (пункт 8 постановления).

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 461-П форма заявки на участие в отборе должна содержать:

полное и сокращенное наименование участника отбора, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты;

прежнее наименование участника отбора, если оно было изменено, и дату смены названия;

дату, место и орган регистрации участника отбора, организационно-правовую форму;

банковские реквизиты;

профилирующее направление деятельности;

наличие квалифицированных работников;

согласие участника отбора выполнить работы в сроки и на условиях, указанных в извещении о проведении отбора;

цену выполнения работ, предлагаемую участником отбора;

краткое описание предлагаемых работ, в том числе технологий и материалов, их объективные технические и качественные характеристики;

опыт работы по аналогичным объектам, отзывы заказчиков по ранее выполненным работам;

наличие предусмотренной действующим законодательством разрешительной документации на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;

наличие производственной базы (техническая оснащенность);

сведения о сроках предоставляемой гарантии качества работ;

отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника отбора по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 19.05.2010 N 213-П)

данные о субподрядчиках, которых участник отбора намерен привлечь для выполнения работ, а также копии лицензий этих субподрядчиков на соответствующие виды работ.(п. 9 в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.05.2009 N 251-П).

Победитель отбора определялся на основании заключения комиссии.

В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Как установлено в судебном заседании, лицами, участвующими в отборе и не победившими в нем, результаты отбора в установленном порядке не оспорены, договор, заключенный с победителем отбора исполнен в полном объеме, собственниками квартир в многоквартирном доме в адрес главы муниципального образования направлено благодарственное письмо за качественный ремонт дома.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.

По смыслу указанных норм антимонопольный орган должен доказать, что нормы Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ и Постановление Правительства Астраханской области от 21.08.2008 года N 461-П, которым утвержден Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ являются нормами антимонопольного законодательства, контроль за соблюдение которых в ходит в компетенцию антимонопольного органа.

Ответчик не доказал, что нормы закона 135-ФЗ устанавливающие антимонопольные требования к торгам, особенности отбора финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, обязательны для Товарищества собственников жилья «Юбилейный» при проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за счет выделенных целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе.

При данных обстоятельствах Решение УФАС о признании действий ТСЖ «Юбилейный» нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования Товарищества собственников жилья «Юбилейный» удовлетворить.

Признать незаконными действия УФАС России по Астраханской области по возбуждению дела № 29-К-04-10 о нарушении антимонопольного законодательства на основании обращения от 05.08.2010 года.

Решение УФАС России по Астраханской области от 22.09.2010 года по делу № 29-К-04-10 о признании действий ТСЖ «Юбилейный» нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции признать недействительным.

Взыскать с УФАС России по Астраханской области в пользу ТСЖ «Юбилейный» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

*.*. Мирекина