Судебная практика

Налоговое законодательство предусматривает, что обязанность уплатить задолженность, в отношении которой прекращено действие отсрочки и рассрочки, возникает до истечения 30 дней с даты получения решения о прекращении реструктуризации. Извещение об отмене реструктуризации считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты отправления его налоговым органом. Только после истечения указанного срока возникает право налоговых органов применять процедуру принудительного взыскания, начиная с направления налогоплательщику требования об уплате налогов и пени. По делу . Воронежская область.

ОАО Л. (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции ФНС РФ N по Воронежской области (далее - ответчик) N 1 об уплате налогов в части взыскания задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 6243615 рублей (п. 8) и пени в сумме 16889197 рублей (п. п. 7, 9 - 12), а всего на сумму 23132812 рублей.

ОАО Л. уточнило заявленные требования и просит признать недействительным требование Межрайонной инспекции ФНС РФ N по Воронежской области N 1 об уплате налогов в части взыскания задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 6243615 рублей (п. 8) и пени в сумме 16889197 рублей (п. п. 7, 9 - 12) и пени в сумме 7798844 рублей (пункты 1 - 6, 13 - 14), а всего на сумму 30931656 рублей, то есть оспаривает действительность требования в полном объеме. Против уточнения ответчик не возражает.

Руководствуясь ст. 49 АПК РФ, суд определил: заявление об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, так как считает оспариваемое требование законным и обоснованным.

В судебном заседании 16.05.2005 объявлялся перерыв до 20.05.2005.

Из материалов дела следует, что ответчик 10.02.2005 направил ОАО Л. требование N 1 на уплату налогов и пени по состоянию на 10.02.2005, всего на сумму 30931656 рублей, в том числе по налогам на сумму 6243615 рублей, пени на сумму 24688041 рубль.

Считая, что оспариваемое требование налогового органа не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, ОАО Л. обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Заявитель полагает, что налоговым органом при вынесении спорного требования нарушены требования ст. ст. 69, 70 НК РФ.

Налоговый орган считает, что спорное требование вынесено в соответствии с действующим законодательством, суммы недоимки и пени включены в него правомерно.

Из материалов дела следует следующее.

Заявитель обратился к ответчику с заявлением от 10.10.2001 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам на сумму 48554 тыс. рублей, в том числе по федеральным налогам 48554 тыс. рублей, а также по начисленным пеням и штрафам в сумме 78426 тыс. рублей (федеральным). Решением N 1 от 26.10.2001 на основании Постановления Правительства РФ N 1002 от 03.09.2001 налоговый орган предоставил заявителю право реструктуризовать кредиторскую задолженность перед федеральным бюджетом, исчисленную по состоянию на 01.10.2001 сроком на шесть лет по налогам на сумму 48554 тыс. рублей, на четыре года по начисленным пеням и штрафам на сумму 86687 тыс. рублей. Также был утвержден график погашения задолженности.



Решением от 31.10.2003 N 96 ответчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 списал задолженность заявителя по начисленным пеням на сумму 24436861 рубль и по штрафам на сумму 57076 рублей.

В связи с невыполнением требований по уплате платежей в установленные графиком сроки решением ответчика от 30.04.2004 N 172 действие решения от 26.10.2001 было прекращено с 02.01.2004. По заявлению налогоплательщика от 22.06.2004 о сохранении права на реструктуризацию кредиторской задолженности решением от 29.06.2004 N 175 налоговый орган отменил решение о прекращении права на реструктуризацию от 30.04.2004 N 172 и восстановил право на реструктуризацию задолженности в сумме по налогам 6937 тыс. рублей, по пеням и штрафам в сумме 24493 тыс. рублей.

В связи с невыполнением требований, предъявленных п. 7 Порядка проведения в 2001 году реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, решением от 31.01.2005 ответчик прекратил действие решения от 26.10.2001 N 1. При этом оставалась уплаченная задолженность по налогам на сумму 6243 тыс. рублей, по пеням и штрафам 24493 рубля.

В связи с отменой права на реструктуризацию налоговый орган направил заявителю требование по состоянию на 10.02.2005 N 1 с указанием, что подлежит уплате задолженность по налогам на сумму 6243615 рублей и по пеням 24688041 рубль в срок до 20.02.2005.

Факты отмены решения N 1 и прекращения права на реструктуризацию задолженности заявитель не оспаривает. Неуплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 6243 тыс. рублей по существу также не оспаривает. В части включения в оспариваемое требование пени считает, что ответчиком не приведен ее расчет, его собственный расчет пени не подтверждает обоснованность расчета пени ответчиком. В ходе рассмотрения судом настоящего дела сторонам предлагалось провести сверку расчетов, однако данная сверка расчетов проведена не была. По пояснениям ответчика следует, что он не может провести сверку расчетов в связи с тем, что недоимка образовалась за период до 01.01.1999 и в связи с истечением сроков хранения отсутствуют документы налоговой отчетности. В подтверждение расчетов пени, частично которая была включена в оспариваемое требование, налоговый орган представил расчеты (хронологии) программно начисленной пени за период с 01.01.1999. Из данных ответчика о состоянии расчетов с бюджетом следует, что по состоянию на 01.01.1999 заявитель имел задолженность за прошлые периоды по НДС в сумме 15247974 рублей, пени по НДС 5287511 рублей; пеня в оставшейся части, вошедшая в состав подлежащей реструктуризации задолженности по состоянию на 01.10.2001, начислена за периоды с 01.01.1999 по 01.10.2001, и ее подробные расчеты с указанием периодов, сроков уплаты, ставки пени ответчиком представлены и имеются в материалах дела. Данные расчеты заявителем не оспорены. Также ответчиком представлены расчеты, подтверждающие начисление пени по налогу на прибыль (недоимка на 01.01.1999 - 370500 рублей, пеня - 125229 рублей, штраф - 722834 рубля), оставшаяся часть пени по налогу на прибыль за периоды с 01.01.1999 по 01.10.2001, по акцизу (недоимка на 01.01.1999 - 29208857 рублей, пеня - 10652935 рублей), пеня рассчитана с учетом сальдо на 01.01.1999 с 01.01.1999 по 01.10.2001, по лицензионному сбору за производство и розлив ликеро-водочной продукции также с учетом сальдо на 01.01.1999 по недоимке 72949 рублей и пени 5267984 рубля, программно начислена пеня за период с 01.01.1999 по 01.10.2001, по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы с учетом сальдо на 01.01.1999 по налогу 1200 рублей и по пене 319 рублей начислена пеня за период с 01.01.1999 по 01.10.2001, по платежам за добычу подземных вод пеня рассчитана за период с 01.01.2000 по 01.10.2001, по платежам за загрязнение окружающей среды пеня рассчитана за период с 01.01.2000 01.10.2001.

Кроме этого, состояние расчетов заявителя с бюджетом по суммам подлежащей реструктуризации задолженности подтверждается справкой ответчика от 31.10.2003, графиком представления реструктуризации с 01.01.2004, подписанным заявителем, сведениями налогового органа об обобщенном состоянии расчетов, актом сверки расчетов между сторонами за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2003 по 31.12.2003 и с 01.01.2002 по 31.12.2002. Сумма задолженности по НДС, включенная в оспариваемое требование, подтверждается актом сверки задолженности, подписанным сторонами на начало и конец 2004 года, и уточненным расчетом (графиком представления реструктуризации), подписанным заявителем по состоянию на 31.03.2005. Сумма задолженности по НДС по пене, включенная в оспариваемое требование, - 16637475 рублей подтверждается актами сверки расчетов, подписанными сторонами за 2003 и 2004 годы, имеющимися в материалах дела, а также заявлением ОАО Л. от 22.06.2004 о сохранении права на реструктуризацию по задолженности по пене. Таким образом, суд считает, что ответчик подтвердил обоснованность сумм задолженности по НДС и по пене по НДС, включенных в оспариваемое требование.

В части сумм задолженности по НДС 42456 рублей, 95735 рублей, 27367 рублей, 86162 рубля, включенных в оспариваемое требование, суд считает требование заявителя обоснованным по следующим основаниям. Из пояснений ответчика и представленных им расчетов процентов, подлежащих начислению в связи с реструктуризацией, следует, что данные суммы представляют собой проценты, начисленные в связи с невыполнением условий реструктуризации. Согласно требованиям ст. 69 НК РФ, требование представляет собой сообщение о неуплаченной сумме налога и пени; направление налогоплательщику требования является способом принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и пени. Направление налогоплательщику требования на уплату процентов, не предусмотренных НК РФ, НК РФ не предусматривает, как не предусматривает права налоговых органов в бесспорном порядке взыскивать проценты за нарушение условий реструктуризации. Следовательно, данные проценты включены в оспариваемое требование необоснованно, и в данной части требования заявителя правомерны.

В части включения в оспариваемое требование пени по налогу на прибыль, акцизам, лицензионному сбору, плате за воздействие на окружающую среду, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежам на добычу подземных вод суд считает, что включены в требование данные суммы задолженности обоснованно, задолженность в данных суммах подтверждается расчетами пени ответчика, сведениями о состоянии расчетов заявителя с бюджетом, заявлением ОАО Л. от 22.06.2004 о сохранении права на реструктуризацию. Также суд учитывает, что заявитель по существу не оспаривает начисление данных пеней.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.



Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога либо в десятидневный срок с даты вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

Суд считает, что доводы заявителя о нарушении порядка оформления требования и включения в него задолженности за период свыше трех месяцев со срока уплаты налога, пропуск срока для направления требования и срока для принудительного взыскания налога и пени в бесспорном порядке сроков не являются правомерными по следующим основаниям. Подлежащие уплате суммы задолженности по налогам и пене, включенные в решение о предоставлении права на реструктуризацию, подлежат уплате. Возможное ненадлежащее исполнение ответчиком порядка взыскания до момента принятия решения о реструктуризации в данном случае не имеет правового значения, так как с принятием решения о реструктуризации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 1002, был изменен срок уплаты налога и пени. Как указывается в Постановлении ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054/04, суммы задолженности были включены в график погашения задолженности по налогам, пеням и штрафам. Таким образом, решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате оставшейся задолженности по налогам и сборам.

В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.

Вместе с тем по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.

Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.

Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.

Согласно ст. 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик обязан в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени.

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает, что обязанность уплатить задолженность, в отношении которой прекращено действие отсрочки и рассрочки, возникает до истечения 30 дней с даты получения решения о прекращении реструктуризации. Извещение об отмене реструктуризации считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты отправления его налоговым органом. Только после истечения указанного срока возникает право налоговых органов применять процедуру принудительного взыскания, начиная с направления налогоплательщику требования об уплате налогов и пени.

В данном случае ответчик принял решение о прекращении права на реструктуризацию 31.01.2005, следовательно, до истечения указанного срока он был не вправе принимать меры принудительного взыскания налога и пени. Срок уплаты задолженности в данном случае на момент принятия оспариваемого требования не наступил. Требование направлено налогоплательщику 10.02.2005 со сроком на уплату до 20.02.2005, что является нарушением требований ст. 68 НК РФ.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, а он в соответствии с Законом РФ “О государственной пошлине“ освобожден от ее уплаты.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. ст. 64, 68, 69, 70 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным требование МИ ФНС РФ N по Воронежской области N 1 об уплате налогов по состоянию на 10.02.2005 как не соответствующее статье 68 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать МИФНС РФ N по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить ОАО Л. 2000 рублей госпошлины, уплаченной при подаче заявления платежным поручением от 15.02.2005 N 51.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционный суд.