Судебная практика

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ и казны муниципального образования. По делу . Воронежская область.

ЗАО Т., г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании с администрации г. Воронежа, финансово-казначейского управления администрации г. Воронежа 132964 рублей 83 коп. в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Определением суда от 01.02.2005 в порядке ст. 47 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащих ответчиков надлежащим ответчиком, Главным финансовым управлением администрации Воронежской области.

Финансово-казначейское управление администрации г. Воронежа определением суда от 01.03.2005 привлечено к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика.

Определением суда в порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 3 по 6 мая (30 апреля, 1 и 2 мая - выходные дни) для представления сторонами дополнительных доказательств.

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве. В частности, ответчик считает, что финансирование расходов на предоставление субсидий должно осуществляться из средств бюджета муниципального образования. Кроме того, ответчик полагает, что не является надлежащим ответчиком по данному спору.

Из материалов дела усматривается следующее.

В соответствии с требованиями Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ N 4218-1 от 24.12.1992, Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ истец предоставлял гражданам с 2001 по 2004 годы субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Размер указанных убытков подтверждается материалами дела, в том числе актом сверки между истцом и МУП “МИВЦ“, предприятием, которому в соответствии с договором N 757 представляются документы, подтверждающие факт предоставления субсидий, и через которое производилось возмещение выпадающих доходов.

Ссылаясь на то обстоятельство, что расходы на предоставление субсидий ему не возмещены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав в ходе судебного разбирательства пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные по делу доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Главного финансового управления администрации Воронежской области, исходя из следующих обстоятельств.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.



В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 и п. 3 ст. 125 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами.

Статьей 53 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действием (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 15 Закона “Об основах федеральной жилищной политики“ в редакции, действовавшей до 08.05.2003, органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 утверждено Положение о предоставлении гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, пунктом 1 которого установлено, что указанные субсидии предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Согласно Конституции РФ (ст. 72) вопросы, относящиеся к сфере социальной защиты населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субсидии, предоставляемые гражданам на основании ст. 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, относятся к мероприятиям социальной защиты населения.

Принимая во внимание, что федеральными нормами права обязанность по предоставлению субсидий гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг возложена на субъект Российской Федерации, суд находит правомерным взыскание убытков с казны Воронежской области, не обеспечившей финансирование расходов, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ, вступившим в силу с 08.05.2003, в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ были внесены изменения.

Согласно ст. 15 Закона от 24.12.1992 Правительством Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.

Федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях; региональные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.



Статьей 15.3 указанного Закона предусмотрено предоставление финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в форме дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Частью 1 ст. 15.4 установлено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Частью 4 ст. 15.4 предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 6 ст. 15.4 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Как следует из законов Воронежской области “Об областном бюджете на 2003 год“ и “Об областном бюджете на 2004 год“, в бюджете субъекта Российской Федерации не предусматривалось выделение средств на расходы по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за счет областного бюджета. В соответствии с бюджетами области на 2003 и на 2004 годы (ст. 5 закона N 1-ОЗ от 05.01.2003, ст. 27 закона от 31.12.2003 N 75-ОЗ) расходы на предоставление субсидий производятся в пределах ассигнований, перечисленных из Фонда компенсаций федерального бюджета.

Таким образом, имеет место неисполнение субъектом требований закона в части финансирования указанных расходов из областного бюджета. Как следует из представленных ответчиком доказательств, частичное возмещение расходов по предоставлению субсидий осуществлялось только за счет финансовой помощи федерального бюджета.

Доказательств того, что денежные средства выделялись и передавались из областного бюджета на финансирование указанных расходов муниципальному образованию, Главное финансовое управление администрации Воронежской области не представило.

С учетом установленных судом обстоятельств требования истца признаются правомерными и подлежащими удовлетворению путем взыскания с Главного финансового управления администрации Воронежской области за счет средств казны Воронежской области.

При этом доводы Главного финансового управления администрации Воронежской области судом не принимаются как противоречащие закону и не основанные на материалах дела.

Вместе с тем Главным финансовым управлением администрации Воронежской области заявлено о применении исковой давности.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

О нарушенном праве, а именно невозмещении расходов по предоставлению субсидий в 2001 году, истцу стало известно не позднее 01.01.2002.

Общий срок исковой давности установлен ст. 196 ГК РФ в три года, из чего следует, что требование о возмещении расходов, понесенных истцом в 2001 году в сумме 637 рублей 21 коп., находится за пределами срока исковой давности.

В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Госпошлина по иску в сумме 4259 рублей 29 коп. распределяется между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Расходы по госпошлине в части, приходящейся на ответчика, относятся на счет средств федерального бюджета на основании ч. 5 ст. 333.40 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 16, 307, 309, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, ст. ст. 333.22, 333.40 НК РФ, ст. ст. 65, 110, 167 - 170, 177 АПК РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Главного финансового управления администрации Воронежской области за счет средств казны Воронежской области, г. Воронеж, в пользу закрытого акционерного общества Т., г. Воронеж, 132327 рублей 62 коп. в счет возмещения убытков, вызванных предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Возвратить закрытому акционерному обществу Т., г. Воронеж, из федерального бюджета РФ 4238 рублей 88 коп. госпошлины.

Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Воронежской области в течение месяца со дня его принятия.