Судебная практика

Обязанность по передаче и принятию объектов коммунально-бытового назначения федеральной собственности определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей, не предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“. По делу. Воронежская область.

ОАО М. обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Воронежской городской Думе о признании частично недействующим постановления Воронежского городского муниципального Совета N 221 от 24.10.1996 “О порядке передачи юридическим лицам объектов жилищно-коммунального назначения на баланс муниципальных предприятий“.

Ответчик в отзыве заявленные требования не признал, ссылаясь на правомерность своих действий при принятии оспариваемого постановления и отсутствие оснований для признания его недействующим.

3-е лицо - администрация г. Воронежа в отзыве на заявленные требования возражает, ссылаясь на Постановление Совета Министров РСФСР N 364 от 03.09.1987, Постановление Совета Министров СССР N 741 от 07.09.1970, Письмо Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы РФ от 31.08.1994 N 119/ВП-4-15/102н
в редакции Письма N ВП-4-15/12н от 12.04.1995.

Прокурор в представленном мнении по заявленным требованиям поддержал их в полном объеме, так как считает, что оспариваемое постановление Воронежского муниципального Совета противоречит Постановлению Правительства РФ N 235 от 07.03.1995, имеющему большую юридическую силу.

Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просит признать недействующими и не соответствующими Постановлению Правительства РФ N 235 от 07.03.1995:

приложение N 1,

пункт 3,

абзац 2:

“материально-технические ресурсы, определенные по утвержденным нормам расхода для эксплуатации ремонта жилищного фонда и объектов коммунального назначения“;


абзац 3:

“согласованный финансовый план, включая все убытки, которые несут предприятия по передаваемому хозяйству (убытки по эксплуатации, затраты на капитальный ремонт, дотации на отопление и др.), с указанием источников поступления средств“;


абзац 4:

“средства по погашению затрат на коммунальные услуги по передаваемому жилищному фонду“;


абзац 5:

“денежные средства, находящиеся в распоряжении передаваемой эксплуатационной организации“;


абзац 6:

“оборотные средства, находящиеся на балансе у предприятия или организации к моменту передачи“;


абзац 7, следующее предложение:

“при их отсутствии или несоответствии действующим нормативам передаются средства на строительство или расширение баз или мастерских“;


абзац 9:

“служебная жилая площадь из расчета 2% от общеполезной площади. При отсутствии служебной площади передаются финансовые средства для последующего строительства в ценах на момент передачи либо заключается договор на выделение квартир из вновь построенных жилых домов“;


абзац 14:

“Примечание: При приеме-передаче с баланса на баланс передающая сторона возмещает расходы, связанные с выплатой налогов“;


пункт 4

абзац 1:

“Жилищный фонд принимается от юридических лиц при условии передачи наружных инженерных коммуникаций и объектов на баланс соответствующим организациям, занимающимся эксплуатацией этих коммуникаций“;


приложение N 2

Пункты 1, 2, 3, 4, 6, 7;

приложение N 3

абзац 2:

“объекты, сооружения и сети, находящиеся в технически исправном
состоянии, амортизационный износ которых не превышает 60%“;


абзац 4

со слов:

“годовой фонд заработной платы, исходя из норматива численности рабочих, занятых на работах по эксплуатации сетей, сооружений и объектов“;


лимиты по труду и финансовое обеспечение эксплуатации объектов, сооружений и сетей;

лимиты на социальные льготы - 10% от фонда заработной платы;

лимиты на развитие производственной базы - 10% от балансовой стоимости;

начисления на заработную плату - 39,5%;

пенсионный фонд - 28%;

фонд страхования - 5,4%;

фонд медицинского страхования - 3,6%;

земельный налог согласно нормативу;

амортизационные отчисления (согласно единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072);

оборотные средства;

средства механизации согласно нормативу“;

абзац 5:

“Прием-передача объектов, сооружений и наружных инженерных коммуникаций с баланса юридических лиц на баланс специализированных муниципальных предприятий осуществляется на основании постановления главы администрации г. Воронежа“
постановления Воронежского городского муниципального Совета от 24 октября 1996 года N 221 “О порядке передачи юридическим лицам объектов жилищно-коммунального назначения на баланс муниципальных предприятий“.


В ходе судебного разбирательства было установлено, что решением комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области N 329 от 13.10.1992 был утвержден план приватизации государственного имущества Воронежского комбината хлебопродуктов, правопреемником которого является заявитель.

В плане приватизации имеется перечень объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, не подлежащих приватизации и остающихся в государственной, муниципальной собственности.

05.01.1993 между комитетом по управлению государственным имуществом и заявителем был заключен договор передачи государственного имущества АО М., в соответствии с которым в пользование заявителю было передано жилищное хозяйство, которое он обязывался содержать и использовать его по назначению.

24.10.1996 Воронежским городским муниципальным Советом было принято постановление N 221 “О порядке передачи юридическим лицам объектов жилищно-коммунального назначения на баланс
муниципальных предприятий“.

Постановлениями Воронежского городского муниципального Совета N 156-II от 04.12.1997 и N 130-II от 07.07.1998 в вышеуказанное постановление были внесены изменения.

Ссылаясь на несоответствие постановления Воронежского городского муниципального Совета N 221 от 24.10.1996 (в редакции с изменениями от 07.07.1998) Постановлению Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 в части включения дополнительных условий по передаче юридическим лицам объектов жилищно-коммунального назначения на баланс муниципальных предприятий, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд, так как полагает, что нарушаются его законные права и интересы в сфере экономической деятельности.

Исследовав материалы дела и заслушав пояснения сторон, а также мнение прокурора, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 объекты государственной собственности, включая объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность городов и районов.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ форме.

В силу Указа Президента РФ N 8 от 10.01.1993 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, объекты жилищного фонда в состав приватизируемого имущества не включаются и относятся к федеральной собственности.

Из содержания Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 235 от
07.03.1995, следует, что обязанность по передаче и принятию объектов коммунально-бытового назначения федеральной собственности определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей.

Вышеназванным Положением не предусмотрена обязанность передающей стороны передать “материально-технические ресурсы, определенные по утвержденным нормам расхода для эксплуатации ремонта жилищного фонда и объектов коммунального назначения“ (абз. 2 п. 3 приложения N 1);

“согласованный финансовый план, включая все убытки, которые несут предприятия по передаваемому хозяйству (убытки по эксплуатации, затраты на капитальный ремонт, дотации на отопление и др.) с указанием источников поступления средств“ (абз. 3 п. 3 приложения N 1);

“служебную жилую площадь из расчета 2% от общеполезной площади. При отсутствии служебной площади передаются финансовые средства для последующего строительства в ценах на момент передачи либо заключается договор на выделение квартир из вновь построенных жилых домов“ (абз. 9 п. 3 приложения N 1);

“при передаче с баланса на баланс передающая сторона возмещает расходы, связанные с выплатой налогов“ (абз. 14 п. 3 приложения N 1);

“фонд потребления с учетом начислений на заработную плату и накладных расходов“ (п. 1 приложения N 2);

“амортизационные отчисления на капитальный ремонт“ (п. 2 приложения N 2);

“средства на развитие производственной базы“ (п. 3 приложения N 2);

“Оборотные средства“ (п. 4 приложения N 2);

“служебная площадь определяется исходя из расчета 2% от общеполезной площади жилого дома“ (п. 6 приложения N 2);

“При передаче в муниципальную собственность отдельных квартир стоимость квартиры для расчета отчислений средств на эксплуатацию и техническое обслуживание определяется по методике комитета по управлению жилищным фондом, но не ниже балансовой стоимости квартиры“ (п. 7 приложения N 2);

“объекты, сооружения и сети, находящиеся в технически исправном состоянии, амортизационный
износ которых не превышает 60%“ (абз. 2 приложения N 3);

“годовой фонд заработной платы, исходя из норматива численности рабочих, занятых на работах по эксплуатации сетей, сооружений и объектов“ (абз. 4 приложения N 3), а также:

лимиты по труду и финансовое обеспечение эксплуатации объектов, сооружений и сетей;

лимиты на социальные льготы - 10% от фонда заработной платы;

лимиты на развитие производственной базы - 10% от балансовой стоимости;

начисления на заработную плату - 39,5%;

пенсионный фонд - 28%;

фонд страхования - 5,4%;

фонд медицинского страхования - 3,6%;

земельный налог согласно нормативу;

амортизационные отчисления (согласно единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072;

оборотные средства;

средства механизации, согласно нормативу“;

“Прием-передача объектов, сооружений и наружных инженерных коммуникаций с баланса юридических лиц на баланс специализированных муниципальных предприятий осуществляется на основании постановления главы администрации г. Воронежа (абз. 5 приложения N 3).

Оспариваемое постановление Воронежского городского муниципального Совета N 221 от 24.10.1996 и утвержденное им Положение о порядке передачи юридическим лицам объектов жилищно-коммунального назначения на баланс муниципальных предприятий принимались во исполнение Постановления Правительства N 235 от 07.03.1995 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“.

В связи с вышеизложенным ссылки ответчика и администрации г. Воронежа в обоснование своих возражений на Постановление Совета Министров СССР N 741 от 07.09.1970 “Об упорядочении удержания Советами депутатов трудящихся жилой площади в домах, построенных для предприятий и организаций“, Постановление Совета Министров СССР от 26.08.1967 N 807 “О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства“, а также постановление администрации Воронежской области
N 590 от 06.05.1994 “Об ускорении передачи объектов социально-бытовой сферы в муниципальную собственность“ суд считает неправомерными. Кроме того, разрабатываемые в порядке реализации Постановления Правительства нормативные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Таким образом, суд считает обоснованными требования заявителя в части признания недействующими и не соответствующими Постановлению Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 абзацев 2, 3, 9, 14 пункта 3 приложения N 1, пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 7 приложения N 2, абзаца 2 приложения N 3 со слов “амортизационный износ которых не превышает 60%“, абзаца 4 приложения N 3 со слов “годовой фонд заработной платы...“ до слов “средства механизации согласно нормативу“, абзаца 5 приложения N 3 Положения, утвержденного постановлением Воронежского городского муниципального Совета N 221 от 24.10.1996.

Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 235 от 07.03.1995, установлено, что передаче в муниципальную собственность подлежат сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства; машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные для эксплуатации и технического обслуживания передаваемых объектов, по нормам, действующим в жилищно-коммунальном хозяйстве. По договоренности сторон возможна замена указанных технических средств на другие или передача финансовых средств на приобретение машин и механизмов.

Кроме того, пункт 7 данного Положения предусматривает, что платежи потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, средства предприятий, предусмотренные ими для финансирования капитального ремонта жилищного фонда, и другие поступления на содержание и эксплуатацию указанных объектов аккумулируются на расчетных
счетах муниципальных структур, осуществляющих управление этими объектами.

Из содержания вышеназванных пунктов следует, что ответчиком правомерно включены в текст оспариваемого постановления в приложении N 1 пункт 3 абзац 4 “средства по погашению затрат на коммунальные услуги по передаваемому жилищному фонду“, абзац 5 со слов “денежные средства, находящиеся в распоряжении передаваемой эксплуатационной организации“, абзац 6 со слов “Оборотные средства, находящиеся на балансе у эксплуатационного предприятия или организации к моменту передачи“, абзац 7 со слов
“при их отсутствии или несоответствии действующим нормативам передаются средства на строительство или расширение баз или мастерских“;


пункт 4 абзац 1 со слов “жилищный фонд принимается от юридических лиц при условии передачи наружных инженерных коммуникаций и объектов на баланс соответствующим организациям, занимающимся эксплуатацией этих коммуникаций“; Приложение N 3 абзац 2 со слов “- объекты, сооружения и сети, находящиеся в технически исправном состоянии“.

Согласно ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив постановление Воронежского городского муниципального Совета N 221 от 24.10.1996 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность на соответствие Постановлению Правительства РФ
от 07.03.1995 N 235, суд считает, что следует признать недействующими абзацы 2, 3, 9, 14 приложения N 1, пункты 1, 2, 3, 4, 6, 7 приложения N 2, абзацы 2, 4, 5 приложения N 3 вышеназванного постановления Воронежского городского муниципального Совета.

В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействующими абзацы пункта 3 Положения о порядке передачи юридическими лицами объектов жилищно-коммунального назначения на баланс муниципальных предприятий - приложения N 1 к постановлению Воронежского городского муниципального Совета N 221 от 24.10.1996:

абзац 2:

“материально-технические ресурсы, определенные по утвержденным нормам расхода для эксплуатации, ремонта жилищного фонда и объектов коммунального назначения“;


абзац 3:

“согласованный финансовый план, включая все убытки, которые несут предприятия по передаваемому хозяйству (убытки по эксплуатации, затраты на капитальный ремонт, дотации на отопление и др.) с указанием источников поступления средств“;


абзац 9:

“служебная жилая площадь из расчета 2% от общеполезной площади. При отсутствии служебной площади передаются финансовые средства для последующего строительства в ценах на момент передачи либо заключается договор на выделение квартир из вновь построенных жилых домов“;


абзац 14:

“Примечание: При приеме-передаче с баланса на баланс передающая сторона возмещает расходы, связанные с выплатой налогов“;


пункты 1, 2, 3, 4, 6, 7 “Норматива отчислений средств юридическим лицам при передаче жилищного фонда на баланс муниципальных предприятий“ приложения N 2 к постановлению Воронежского городского муниципального Совета N 221 от 24.10.1996;

абзацы приложения N 3 к вышеназванному постановлению - “Порядок и условия приема-передачи юридическими лицами объектов, сооружений и наружных инженерных коммуникаций на баланс муниципальных предприятий“:

2 - со слов “амортизационный износ которых не превышает 60%“;

4
- со слов “годовой фонд заработной платы, исходя из норматива численности рабочих, занятых на работах по эксплуатации сетей, сооружений и объектов;

лимиты по труду и финансовое обеспечение эксплуатации объектов, сооружений и сетей;

лимиты на социальные льготы;

10% от фонда заработной платы;

лимиты на развитие производственной базы - 10% от балансовой стоимости;

начисления на заработную плату - 39,5%;

пенсионный фонд - 28%;

фонд страхования - 5,4%;

фонд медицинского страхования - 3,6%;

земельный налог согласно нормативу;

амортизационные отчисления (согласно Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072);

оборотные средства;

средства механизации, согласно нормативу“;

5 - “Прием-передача объектов, сооружений и наружных инженерных коммуникаций с баланса юридических лиц на баланс специализированных муниципальных предприятий осуществляются на основании постановления главы администрации г. Воронежа“.

Решение вступает в силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.