Судебная практика

Суд правомерно отказал налоговой инспекции во взыскании с предпринимателя штрафа на основании статьи 118 НК РФ за несообщение в налоговый орган сведений об открытии счета для расчетов с использованием банковских карт, указав на то, что спорный счет не является банковским счетом в понимании статьи 11 НК РФ, так как при его открытии не заключается договор, предусмотренный ГК РФ, и на него невозможно зачислить денежные средства третьих лиц, минуя расчетный счет предпринимателя. По делу. Российская Федерация.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову, правопреемником которой в настоящее время является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция), обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Тютеревой Елен 5000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несообщение в налоговый орган об открытии расчетного счета.

Решением Арбитражного суда от 09.02.2005 инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебный акт и принять новое решение, указывая, что судом нарушены нормы
материального права. Инспекция не согласна с выводами суда относительно правовой природы открытого предпринимателю счета для расчетов с использованием корпоративных банковских карт. Податель жалобы полагает, что названный счет открывается налогоплательщикам на основании договора банковского счета и полностью удовлетворяет требованиям пункта 2 статьи 11 НК РФ.

Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что предприниматель Тютерева *.*. и закрытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк “Промсвязьбанк“ (далее - банк) 23.07.2004 заключили договор N К3 о выпуске и обслуживании расчетной корпоративной международной банковской карты. В соответствии с указанным договором банк в тот же день открыл предпринимателю счет N 40802810400000057302, необходимый для расчетов с использованием корпоративных банковских карт, и уведомил об этом налоговый орган (сообщение банка от 27.07.2004 N 28145).

Информацию об открытии ей банковского счета предприниматель в инспекцию не представила.

Полагая, что в действиях налогоплательщика усматриваются признаки налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 118 НК РФ, инспекция составила акт о проведении мероприятий налогового контроля от 23.09.2004 N 1920 ДСП, в котором отражен факт непредставления предпринимателем в налоговый орган письменного уведомления об открытии им расчетного счета.

Указанный акт направлен в адрес налогоплательщика с предложением явиться в налоговый орган 12.10.2004 для рассмотрения материалов проверки и представить свои объяснения и возражения.

В возражениях на акт от 23.09.2004 N 1920 ДСП предприниматель указала, что открытый ей счет не является расчетным и не отвечает требованиям статьи 11 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекция приняла решение от 26.10.2004 N 09-25/2530 о привлечении предпринимателя Тютеревой *.*.
к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ, в виде взыскания 5000 руб. штрафа за непредставление в налоговый орган информации об открытии расчетного картсчета в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ.

Поскольку требование от 26.10.2004 N 74 об уплате налоговой санкции в срок до 05.11.2004 в добровольном порядке предприниматель не исполнила, инспекция обратилась с заявлением в Арбитражный суд.

Отказывая инспекции в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности сообщать налоговому органу об открытии счета, необходимого для расчетов с использованием корпоративных банковских карт, поскольку он не является банковским счетом в понимании статьи 11 НК РФ. Кроме того, суд указал на отсутствие вины предпринимателя в совершенном правонарушении, поскольку об открытии ей счета она была уведомлена банком в последний день срока, установленного для сообщения об этом налоговому органу.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает принятое судом решение законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, к
понятию “счет“, используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета.

Суд первой инстанции, изучив материалы дела, пришел к выводу, что открытый предпринимателю Тютеревой *.*. счет для расчетов с использованием банковских карт не является счетом в понимании статьи 11 НК РФ, поскольку при его открытии не заключается договор, предусмотренный статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации. Зачисление на данный счет денежных средств третьих лиц, минуя расчетный счет предпринимателя, невозможно. Кроме того, из договора от 23.07.2004 N 3 следует, что счет для расчетов с использованием банковских карт открывается предпринимателю банком без заключения специального договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления выпуска и обслуживания расчетной корпоративной международной банковской карты.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя Тютеревой *.*. обязанности сообщать в налоговый орган об открытии названного счета.

Кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам сторон, решение принято на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, основания для их переоценки и отмены отсутствуют.

Вместе с тем кассационная инстанция считает ошибочной ссылку суда на отсутствие вины налогоплательщика в нарушении срока представления в налоговый орган сведений об открытии счета.

Тот факт, что банк сообщил предпринимателю об открытии указанного счета в последний день срока, установленного для уведомления налогового органа, не лишает налогоплательщика возможности представить в инспекцию необходимые сведения в течение 10 дней после получения сообщения от банка. Однако Тютерева *.*. сведения об
открытии ей счета в налоговый орган в данном случае вообще не представляла.

Вместе с тем, поскольку данный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения, жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил: