Судебная практика

Осуществление перевозок пассажиров автобусами по городскому маршруту по расписанию, не согласованному с местной администрацией, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. По делу . Красноярский край.

Судья Арбитражного суда Красноярского края А.Ф. Гурский,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (г. Красноярск)

к индивидуальному предпринимателю П. (г. Зеленогорск)

о привлечении к административной ответственности,

при участии лица, привлекаемого к административной ответственности: П. на основании свидетельства о государственной регистрации;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (УГАДН) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю П. (П.) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя заявителя.

Как следует из материалов дела, П. осуществляет предпринимательскую деятельность - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек - на основании лицензии от 23.01.2006 N АСС-24-032517, сроком действия до 15.02.2011.

В ходе проведения внеплановой проверки, должностным лицом УГАДН были установлены факты осуществления П. деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных указанной выше лицензией, а именно:



осуществление перевозок пассажиров автобусами по городскому маршруту N 13а по расписанию, не согласованному с администрацией г. Зеленогорска;

представленное расписание движения автобусов по маршруту N 13а разработано без проведения нормирования скоростей;

не проведено обследование дорожных условий на маршруте регулярных пассажирских перевозок N 13а;

не организовано проведение сверок дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями, с органами ГИБДД;

отсутствует журнал учета инструктажей.

Вышеуказанные нарушения были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 11.02.2008 N 4.

13.02.2008 УГАДН обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Оценив исследованные по делу доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд считает заявление административного органа подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.



В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В силу статьи 17 Федерального закона Российской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 N 128-ФЗ, лицензированию подлежат, в том числе, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

В силу пункта 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 11.02.2008 N 4 составлен уполномоченным лицом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 N 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе, является, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР 08.01.69 N 12, предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию. Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

Согласно параграфу 5 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР 24.12.87 N 176, движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписаниям. Расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются автотранспортными предприятиями по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения “Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, утвержденного Приказом министра транспорта Российской Федерации от 08.01.97 N 2 владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

В силу пунктов 51, 52, 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта N 200 от 31.12.81 расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения автобусов между остановочными пунктами.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны составлять следующие виды расписаний движения:

сводное маршрутное расписание для городских, пригородных и меж Ф.И.О. форме;

станционное расписание движения автобусов по контрольному пункту (для конечных и промежуточных пунктов маршрутов);

рабочие маршрутные расписания, выдаваемые для исполнения каждому водителю при выезде из гаража или на диспетчерском пункте.

Расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).

В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 22.12.98 N 5-230 “Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Красноярском крае“ маршруты пассажирского транспорта открываются по согласованию с органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Расписание движения транспортных средств по регулярным маршрутам утверждается организатором перевозок. Изменение перевозчиком расписания движения допускается только по согласованию с организатором.

В силу статьи 9 данного Закона перевозчик, осуществляющий коммерческие перевозки по регулярным маршрутам и перевозки маршрутными такси, обязан согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления.

В соответствии со статьей 12 указанного Закона организатор пассажирских перевозок (орган государственной власти или местного самоуправления либо уполномоченное ими юридическое лицо, осуществляющее организацию, контроль и регулирование перевозок пассажиров): утверждает расписание движения транспортных средств по регулярным маршрутам, согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств для коммерческих перевозок и перевозок маршрутными такси.

У П. расписание, согласованное с администрацией г. Зеленогорска, при осуществлении пассажирских перевозок по городскому маршруту N 13а на момент проведения проверки отсутствовало.

В силу пунктов 30, 31, 33 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта N 200 от 31.12.81 нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок.

Автотранспортные предприятия и организации проводят нормирование скоростей движения автобусов на городских маршрутах по “Методике нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах“ (приложение 8 к данному Приказу).

На действующих городских маршрутах нормирование скоростей проводят не реже одного раза в два года.

В соответствии с пунктами 6, 9, 17, 22 приложения N 8 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта N 200 от 31.12.81 для проведения замеров и нормирования скоростей движения создается комиссия из квалифицированных работников с включением в нее специалиста по безопасности движения.

Необходимые сведения о режимах движения регистрируются в карте хронометража.

Установление нормы времени рейса отражается комиссией в акте, который утверждается в областном центре заместителем начальника управления по пассажирским перевозкам, а в других городах - начальником автотранспортного предприятия. Акт должен храниться в отделе эксплуатации вместе с первичными материалами.

По окончании всех расчетов составляется таблица норм времени рейса на маршрут для летних и осенне-зимних условий.

У П. на момент проведения проверки документация по нормированию скоростей отсутствовала.

Согласно пункту 5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 организации и водители-предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.

Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.

Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.

По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.

в орган исполнительной власти предложения по составу комиссии, срокам обследования городского маршрута N 13а представлены не были, вследствие чего такое обследование не проводилось, акт обследования не составлялся.

В соответствии с пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации.

Согласно пункту 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

В нарушение приведенных норм действующего законодательства П. не организовано проведение сверок дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями, с органами ГИБДД.

В силу пункта 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

о состоянии погодных условий;

о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

об особенностях перевозки детей;

об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

инструктажи не проводятся, учет сведений о проведении инструктажей (журнал учета инструктажей) отсутствует.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются актом внеплановой проверки от 11.02.2008 N 63041, актами от 11.02.2008, сообщением об обнаружении административного правонарушения от 08.02.2008, протоколом об административном правонарушении от 11.02.2008 N 4, другими материалами дела. В связи с чем, суд полагает, что действия П. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП, и основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено, в связи с чем арбитражный суд считает, что соответствующим совершенному П. правонарушению, является административное наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь П., 16.10.1976 г. р., уроженца г. Красноярска, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Зеленогорску 24.10.2005 за N 305245329700015, проживающего по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить П. административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Взыскать с П. в доход бюджета 3000 рублей штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Красноярскому краю (УГАДН),

ИНН 2463069860,

Номер счета получателя платежа: 40101810600000010001

ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск,

БИК 040407001, КПП 246301001,

Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов,

КБК 10611690040040000140, ОКАТО 04537000000.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья

А.Ф.ГУРСКИЙ