Судебная практика

Решение от 2009-12-14 №А05-17386/2009. По делу А05-17386/2009. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации Решение 14 декабря 2009 года г. Архангельск Дело № А05-17386/2009

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Архбум» от 01.10.2009 №50/11-262

к управлению государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области

о признании недействительным предписания от 26.06.2009 №3/40 в части

при участии в заседании представителей: от заявителя – Еремеева О.Л. (доверенность от 01.01.2009), Управления государственного пожарного надзора по Архангельской области – Просвиров А.К. (доверенность от 10.12.2009),

Установил:

открытое акционерное общество «Архбум» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к управлению государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее Управление) о признании недействительным пункта 2 предписания от 26.06.2009 № 3/40, касающегося изготовления паспортов безопасности опасного объекта.

Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Управления с заявленными требованиями не согласился, указав, что предписание в оспариваемой части является законным и обоснованным.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив документы, представленные в материалы дела, оценив доводы Общества, изложенные в заявлении, и возражения Управления, указанные в отзыве на заявление, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения начальника отдела государственного надзора в области ГО И ЧС Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением Обществом в процессе осуществления деятельности обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах.

В соответствии с указанным распоряжением проверке подвергались Автозаправочная станция; Пункт экипировки тепловозов; Контейнерные автозаправочные станции №№1, 2, 3; Участок транспортирования опасных веществ, находящиеся на территории Общества по адресу: Архангельская область, г.Новодвинск, ул.Мельникова, д.1.



В ходе проверки должностными лицами Управления было установлено отсутствие разработанных паспортов безопасности на следующие объекты: Автозаправочная станция; Пункт экипировки тепловозов; Контейнерные автозаправочные станции №№1, 2, 3; Участок транспортирования опасных веществ (Приказ МЧС России от 04.11.2004 № 506).

По результатам проверки составлен акт от 26.06.2009 №3/40, а также вынесено предписание от 26.06.2009 №3/40, согласно пункту 2 которого Обществу следовало разработать паспорта безопасности опасных объектов на Автозаправочную станцию, Пункт экипировки тепловозов, Контейнерные автозаправочные станции №№1, 2, 3 и Участок транспортирования опасных веществ.

Не согласившись с указанным предписанием в части возложения на Общество обязанности разработать паспорта безопасности опасных объектов, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает соответствие оспариваемого акта, решений, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, Решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает нарушает ли оспариваемый акт права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствие таких актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заинтересованное лицо. Заявитель в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что оспариваемый акт (Решение, действия (бездействие)) нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование в суд предписания Управления от 26.06.2009 №3/40.

Заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока Общество обосновало тем, что вопрос о законности предписания оспаривался в вышестоящей организации. Данные обстоятельства подтверждены соответствующими копиями документов, представленными в материалы дела.

Суд находит причины пропуска срока обращения в суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого предписания уважительными в связи с чем, руководствуясь частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, восстанавливает срок подачи указанного заявления.



Оспаривая пункт 2 предписания от 26.06.2009 №3/40, Общество утверждает, что обязанность по разработке паспорта безопасности должна возлагаться только на руководителей тех предприятий, которые по своим производственным характеристикам могут быть отнесены к критически важным объектам. Включение же производственных объектов Общества в государственный реестр опасных производственных объектов сам по себе не может свидетельствовать об обязанности оформлять паспорт безопасности опасного объекта, предусмотренный приказом МЧС РФ от 04.11.2004 №506.

Управление, ссылаясь на положения пункта 4 Приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506, считает, что у Общества имеется обязанность по разработке паспорта безопасности опасного объекта.

Согласно статье 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 2 указанного Закона основными задачами в области гражданской обороны являются: оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по – Закон № 68-ФЗ) действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Закона № 68-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит Решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 27 Закона № 68-ФЗ).

В силу пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 № 372, территориальный орган МЧС РФ – орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Архангельской области, соответственно, оспариваемое предписание вынесено в пределах его полномочий.

Распоряжением Правительством Российской Федерации от 27.08.2005 №1314-р одобрена Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов. Указанная Концепция дает понятия критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, определяет цели, задачу, функции, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания, использования и развития системы мониторинга.

К критически важным объектам в соответствии с Концепцией отнесены объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени; к потенциально опасным объектам инфраструктуры Российской Федерации отнесены объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.

Главой администрации Архангельской области от 06.08.2007 №51 утверждено Положение о Реестре потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Архангельской области.

В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Реестра потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Архангельской области от 21.04.2009 Автозаправочная станция, Пункт экипировки тепловозов, Контейнерные автозаправочные станции №№1, 2, 3 и Участок транспортирования опасных веществ, находящиеся на территории Общества, включены в Реестр потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Архангельской области.

Приказом МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 утвержден типовой паспорт безопасности опасного объекта.

Данный нормативный акт принят МЧС РФ в соответствии с Решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного Совета Российской Федерации от 13.11.2003 «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, пункт 5).

Приказом № 506 установлено, что типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. В соответствии с пунктом 2 данного Приказа типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть применяется и к пожаровзрывоопасным (потенциально опасным) объектам.

В силу пункта 3 Приказа № 506 паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

В пункте 4 указанного приказа определено, что разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

В соответствии со статьей 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, обязанность по разработке типового паспорта безопасности должна возлагаться на руководителей таких организаций, которые по своим производственным характеристикам могут быть отнесены к критически важным и потенциально опасным объектам.

Поскольку такие объекты Общества как Автозаправочная станция, Пункт экипировки тепловозов, Контейнерные автозаправочные станции №№1, 2, 3 и Участок транспортирования опасных веществ, включены в Реестр потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Архангельской области, то у руководства Общества существует обязанность по разработке паспортов безопасности опасных объектов.

Довод заявителя о том, что приказом №506 не установлена обязанность разработки паспорта безопасности объекта, судом отклоняется, как не основанный на нормах действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Архбум» о признании недействительным пункта 2 предписания от 26.06.2009 № 3/40, вынесенного управлением государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, отказать.

Оспариваемое предписание от 26.06.2009 № 3/40 проверено на соответствие Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья Л.В. Шишова