Судебная практика

Решение от 2011-02-08 №А61-2525/2010. По делу А61-2525/2010. Республика Северная Осетия — Алания.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

362040, г. Владикавказ, пл.Свободы, 5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Владикавказ Дело № А61-2525/10

08 февраля 2011года

Арбитражный суд РСО-Алания в составе:

судьи Бекоевой *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хубежовой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия плодопитомнический совхоз «Садовый»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по РСО-Алания

о признании недействительным решения № 144 от 14.12.2009года

В заседании приняли участие:

от заявителя – Тебиева *.*. по доверенности от 23.09.2010года № 15,

от ответчика – Карсанова *.*. по доверенности от 14.01.2010года № 02-09/22, Гаджинов *.*. по доверенности от 24.01.2011года № 02-09/000264, Кулова *.*. по дов. от
24.01.2011 №02-09/000261, Газаева *.*. по дов. от 05.07.2010

Судебное заседание проведено с перерывами, объявленными в судебных заседаниях от 01.02.2011года до 04.02.2011года, от 04.02.2011 до 08.02.2011года.

Сущность спора:

Государственное унитарное предприятие плодопитомнический совхоз «Садовый» (далее- ГУП ПС «Садовый», предприятие) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по РСО-Алания (далее - МРИ ФНС № 3 по РСО-Алания, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения № 144 от 14.12.2009года (выделено определением суда от 25.11.2010 из дела №А61-2232/10).

Заявление обосновано следующим.

В рамках дела № А61-1946/10 о признании ГУП ПС «Садовый» несостоятельным (банкротом) в судебное заседание были представлены решения налогового органа, в том числе Решение от 14.12.2009года № 144 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в сумме 311 457руб. 06коп. за счет имущества налогоплательщика. ГУП ПС «Садовый» указанное Решение не было направлено и оно о нем узнало в судебном заседании. Посчитав его незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением, сославшись на следующее.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006года № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» в случае возбуждения процедуры банкротства ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен механизм, обеспечивающий предварительное информирование должника о намерении кредитора обратиться с заявлением о признании должника банкротом. Согласно статье 41 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к заявлению уполномоченного органа должны быть приложены доказательства предъявления решения налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика к исполнению в Управление Федеральной службы судебных приставов и направления его должнику.

В
заявлении также указано, что в решении от 14.12.2009года № 144 указано о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества заявителя за период с 2005 по 2008гг. При этом к решению не приложены документы, подтверждающие основание взимания налогов.

Со ссылкой на допущенные налоговым органом нарушения пункта 6 статьи 46, пункта 8 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006года № 10353/05 заявитель сослался на нарушение процедуры принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов.

ГУП ПС «Садовый» заявило ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения, обосновав его тем, что срок пропущен по уважительной причине, а именно о данном решении заявителю стало известно в сентябре 2010года в ходе рассмотрения дела №А61- 1946/10 о признании ГУП ПС «Садовый» несостоятельным (банкротом).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по доводам заявления.

МРИ ФНС России № 3 по РСО-Алания представила письменный отзыв от 04.02.2011года № 02-09/1, в котором доводы заявителя считает необоснованными. Налоговый орган в письменном отзыве сослался на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, заявителем не представлены доказательства в подтверждение уважительной причины пропуска срока, а потому он не может быть восстановлен.

Представители МРИ ФНС России № 3 по РСО-Алания в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве. Пояснили, что налоговым органом соблюдены как порядок, так и сроки принудительного взыскания задолженности по налогам, включенным в Решение №144 от 14.12.2009года.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать на основании следующего.

Как усматривается из материалов дела, ГУП
ПС «Садовый» зарегистрировано 25 ноября 1993года Администрацией местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания.

ГУП ПС «Садовый» состоит на налоговом учете в МРИ ФНС № 3 по РСО-Алания и с 01 января 2004года применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, что подтверждается уведомлением от 26 октября 2010года.

В оспариваемое Решение №144 от 14.12.2009 включены требования №157 от 31.07.2009, №6096 от 12.08.2009, №6447 от 16.09.2009, №6932 от 29.10.2009, №7191 от 10.11.2009, №7263 от 24.11.2009.

Из материалов дела следует, что налоговым органом вынесены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 26.11.2009 №2593 (по требованию №6932), от 12.10.2009 №2348 (по требованию от 16.09.2009 №6447), от 26.11.2009 №2592 (по требованию от 10.11.2009 №7191). Во исполнение указанных требований и решений на расчетный счет предприятия выставлены инкассовые поручения от 27.11.2009 №4228, от 10.11.2009 №3675, №3669, №3667, и №3668, №3670, №3671, №3672, №3673, №3674, от 27.11.2009 №4229.

Доказательств вынесения решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика на основании требования №7263 от 24.11.2009 и выставления по нему инкассовых требований налоговым органом не представлено.

Суд считает законным включение в оспариваемое Решение требования №7191 от 10.11.2009 об уплате недоимки по ЕСХН в размере 19руб., требования №7263 от 24.11.2009 об уплате недоимки по ЕСХН в размере 18641руб. и пени по ЕСХН в размере 1612руб.53коп., требования №157 от 31.07.2009 в части включения земельного налога в размере 5964руб., требования №6932 от 29.10.2009 об уплате недоимки по земельному налогу в размере 8946руб., так как налоговым органом не пропущен срок для направления указанных требований.

Включение в оспариваемое Решение №144
требований №6096, №6447, №157 суд считает незаконным в связи со следующим.

Как установлено судом, после того, как заявитель перешел на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, налоговый орган и ГУП ПС «Садовый» подписали соглашение от 27.02.2004года о реструктуризации задолженности, образованной до 01.01.2004года у ГУП ПС «Садовый» перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.01.2004 в сумме 1 607 011руб., в том числе 787 435руб. задолженность перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам и 819 576руб. задолженность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Согласно пункту 2 соглашения реструктуризация осуществлялась путем отсрочки погашения долга и начисленных процентов до 2010 года, рассрочки погашения задолженности до 2010 года начиная с 2011 года. Пунктом 10 соглашения предусмотрено, что если совхоз на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк-агент, где открыт счет совхоза, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей, право на реструктуризацию указанных долгов приостанавливается.

Соглашение считается расторгнутым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей. При расторжении соглашения долги совхоза подлежат восстановлению в полном объеме, за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов (пункты 11 и 12
соглашения).

В связи с несоблюдением условий реструктуризации МРИ ФНС России № 3 по РСО-Алания письмом от 22.04.2008года № 04-13/1341 в адрес всех колхозов и совхозов сообщила о том, что с 1 апреля 2008года соглашение о реструктуризации долгов по Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2003года № 52, считается расторгнутым. В качестве доказательства получения указанного письма ГУП ПС «Садовый» в материалы дела представлено почтовое уведомление о вручении 29 апреля 2008года № 3630290100733.

Налоговым органом восстановлены ГУП ПС «Садовый» по лицевому счету суммы реструктуризации по состоянию на 22.04.2008года.

Указанное послужило основанием для направления в адрес предприятия требований №6096 от 12.08.2009 об уплате штрафа по НДС в размере 18139руб. и пени по НДС в размере 70968руб. со сроком уплаты до 31.08.2009года (л.д. 87), №6447 от 16.09.2009 об уплате пени в общей сумме 200254руб.21коп. и штрафа в размере 3420руб. со сроком уплаты до 05.10.2009года, №157 от 31.07.2009 об уплате штрафа в размере 50руб. со сроком уплаты до 10.08.2009года, а именно, сумм штрафов по реструктуризации, восстановленных по лицевому счету предприятия, и пени, начисленных на снятые с реструктуризации суммы задолженности.

В связи с неисполнением предприятием в добровольном порядке указанных требований налоговым органом предприятию направлены решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 13.08.2009года № 1051, от 08.09.2009года № 1288, от 12.10.2009года № 2348, от 26.11.2009года № 2592, от 26.11.2009года № 2593.

В связи с неисполнением требований налоговым органом на расчетные счета предприятия выставлены инкассовые поручения № 2821, 2822, 2823 от 13.10.2009года, инкассовые поручения 3666, 3667, 3668, 3669, 3670, 3671, 3672, 3673, 3674, 3675
от 10.11.2009года, инкассовые поручения 4228, 4229 от 27.11.2009года.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (сбора) представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с
пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 46 и статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог и пени за счет иного имущества налогоплательщика, в том числе за счет наличных денежных средств организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога и пеней, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса, о чем принимает Решение.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции закона от 27.07.2010года № 229-ФЗ, от 29.11.2010года № 324-ФЗ Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика
– организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данная норма введена с 01.01.2007года. До 01.01.2007года действовала норма закона, согласно которой такое Решение принималось в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно приведенным нормам права налоговым органом 14.12.2009года приняты Решение и Постановление за № 144 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в сумме 311 457руб. 06коп. за счет имущества ГУП ПС «Садовый».

На основании постановления от 14.12.2009года № 144 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания Касаевым *.*. принято Постановление о возбуждении исполнительного производства от 11.02.2010года.

Посчитав незаконным Решение от 14.12.2009года № 144 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в сумме 311 457руб. 06коп. за счет имущества, ГУП ПС «Садовый» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“ (в редакции от 29.06.2004, далее - Закон N 83-ФЗ) реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов, в частности являются: неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов (статья 27 Закона N 83-ФЗ).

Однако расторжение соглашения о реструктуризации в связи с неисполнением и (или) несвоевременным исполнением должником принятых на себя
обязательств в рамках заключенного соглашения, а также неуплатой (своевременной уплатой) текущих платежей не происходит автоматически.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 и статьей 29 указанного Закона, расторжение соглашения о реструктуризации долгов по указанным обстоятельствам осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

Статьей 31 Закона №83-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым положения части первой Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Таким образом, в данном случае подлежит применению специальный закон, регулирующий спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию приостанавливается.

В случае если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по указанным платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется. В случае невыполнения этого условия сельскохозяйственный товаропроизводитель утрачивает право на реструктуризацию задолженности.

Исследовав материалы дела, суд Установил, что при расторжении соглашения от 27.02.2004года налоговым органом нарушен порядок принятия решения о приостановлении соглашения о реструктуризации долгов и решения об отмене права на реструктуризацию долгов, установленные Законом №83-ФЗ и Базовыми условиями.

Процедура расторжения соглашения о реструктуризации долгов установлена Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 №4.

Согласно пункту 11 указанного Порядка сельхозтоваропроизводители-должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках Соглашения о реструктуризации долгов; неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано Соглашение о реструктуризации долгов. Любой кредитор, подписавший Соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.

При получении информации о нарушении должником условий реструктуризации кредитор уведомляет территориальную комиссию о своем намерении начать процедуру расторжения Соглашения о реструктуризации долгов. Территориальная комиссия не позднее 14 дней со дня получения такого уведомления принимает Решение о приостановлении действия Соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов. Со дня принятия решения о приостановлении действия Соглашения о реструктуризации долгов возобновляется начисление пеней и штрафов на реструктурированную задолженность. Одновременно с принятием решения о приостановлении Соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.

Из материалов дела следует, что Решение о приостановлении действия реструктуризации долгов ГУП ПС «Садовый» не принималось. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.

Довод налогового органа о том, что таким Решением является письмо УФНС по РСО-Алания от 22.04.2008года №04-13/1341 по 1347, направленное в адрес всех колхозов и совхозов Правобережного района, судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно статье 11 Закона №83-ФЗ территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации (пункт 1). Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе в соответствии с положением о ней и настоящим Федеральным законом (пункт 3). Территориальные комиссии принимают решения о расторжении соглашений о реструктуризации долгов и приостановлении их действия (пункт 4).

Приказом от 07.07.2005 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №103, Министерства финансов Российской Федерации №69н, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №119, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации№113 «О федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2005 №6867) утверждено Положение о Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях, которым определены как состав комиссии, так и порядок принятия им решений.

Согласно подпункту «н» пункта 3 указанного Положения в функции территориальной комиссии входит осуществление контроля за ходом исполнения должником обязательств, принятых по соглашению о реструктуризации долгов.

В соответствии с пунктами 5-8 данного Положения территориальную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства. В состав территориальной комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе, заседания комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Решения территориальной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем.

Таким образом, принятие решения о приостановлении реструктуризации долгов и о расторжении соглашения о реструктуризации долгов предоставлено в силу прямого указания закона специально уполномоченному на то органу.

С учетом изложенного суд считает, что письмо УФНС России по РСО-Алания от 22.04.2008года №04-13/1341 по 1347 не является Решением о приостановлении соглашения о реструктуризации.

Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств как приостановления действия соглашения, так и расторжения соглашения с ГУП ПС «Садовый» о реструктуризации его долгов в установленном порядке (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2009 по делу №А61-1591/2008).

В силу статьи 29 Закона №83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства считаются наступившими, и только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы недоимки и начисленных на нее пеней в связи с соглашением о реструктуризации.

Поскольку налоговым органом нарушен порядок расторжения соглашения о реструктуризации долгов предприятия, суд считает недействительными последующие действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности, включенной в соглашение о реструктуризации, и, соответственно, незаконным включение в оспариваемое Решение №144 требования от 16.09.2009 №6447, в который включены снятые с реструктуризации суммы, а именно, пени в размере 200254руб.21коп. и штраф в размере 3420руб., требования №6096 от 12.08.2009, в которое включены пени по НДС в размере 70968руб.93коп и штраф по НДС в размере 18139руб., требования №157 от 31.07.2009 в части включения штрафа в размере 50руб.

Помимо этого, судом учтено следующее. Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, налоговым органом в Решение №144 включена задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 59533руб.70коп. (требование №6447 от 16.09.2009).

Суд считает неправомерными действия налогового органа в этой части на основании следующего.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона от 15.12.2001года № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В силу пункта 2 статьи 25 указанного Закона налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

В статье 23 ФЗ-167 установлено, что под расчетным периодом по уплате страховых взносов понимается календарный год, который состоит из следующих отчетных периодов: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сроки уплаты страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) определены в пункте 2 статьи 24 ФЗ № 167-ФЗ.

Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона. Если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, то взыскание недоимки осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда в судебном порядке.

Таким образом, правом взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование наделены органы Пенсионного фонда, а не налоговые органы.

На основании изложенного включение в оспариваемое Решение №144 от 14.12.2009 о взыскании задолженности по налогам за счет имущества ГУП ПС «Садовый» задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 59533руб.70коп. является неправомерным.

Однако судом учтено следующее.

ГУП ПС «Садовый» в порядке части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство о восстановлении срока на обжалование ненормативных актов налогового органа.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В материалы дела налоговым органом в качестве доказательства направления решения от 14.12.2009года № 144 ГУП ПС «Садовый» представлен подлинник заказного письма от 17.12.2009, направленного по юридическому адресу предприятия (г. Беслан, ул. Фриева,41) с заказным уведомлением № 21008420. Согласно данному почтовому уведомлению заказное отправление возвращено в адрес налогового органа с отметкой «Отсутствие адресата по указанному адресу».

Как следует из пункта 1 статьи 47 НК РФ, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке исполнительного производства.

При этом, статьей 47 НК РФ не предусмотрено направление решений и постановлений о взыскании налогов за счет имущества в адрес налогоплательщика.

Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем Касаевым *.*. Постановлением от 11.02.2010 на основании постановления налогового органа №137 возбуждено исполнительное производство. УФССП по РСО-Алания в адрес налогоплательщика Постановление от 11.02.2010 года о возбуждении исполнительного производства, в котором указано, что производство возбуждено на основании постановления N 137 от 2009 года, в котором указана сумма задолженности, включенная в оспариваемое Решение – 311457руб.06коп., направлено в адрес налогоплательщика 11.02.2010 заказным письмом.

Кроме того, из материалов дела следует, что между налоговым органом и предприятием периодически подписывались акты сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В частности, 31.08.2009 без разногласий подписан акт сверки расчетов №1601, 02.02.2010 подписан акт сверки расчетов №2293, 16.04.2010 подписаны акты сверок расчетов №3359 и №3360, в которых отражена задолженность предприятия, вошедшая в оспариваемое Решение №144, в том числе и снятая с реструктуризации задолженность.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в деле имеются достаточные доказательства, из которых видно, что в начале 2010 года ГУП ПС «Садовый» располагал сведениями о вынесенном в отношении него решении от 14.12.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в сумме 311 457руб. за счет имущества налогоплательщика – ГУП ПС «Садовый».

Таким образом, ГУП ПС «Садовый» пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения от 14.12.2009года № 144 о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за счет иного имущества налогоплательщика.

Заявителем указанный срок пропущен более чем на 7 месяцев, оснований для его восстановления в материалы дела заявителем не представлены, так как не представлены доказательства пропуска срока по уважительным причинам, поэтому в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока следует отказать.

Пропуск без уважительных причин срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании недействительным ненормативного правового акта.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по делу в доход бюджета Российской Федерации подлежит взысканию с заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требования Государственного муниципального предприятия плодопитомнический совхоз «Садовый» о признании недействительным решения от 14.12.2009года № 144 отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Бекоева