Судебная практика

Решение от 2004-12-01 №А55-9941/2004. По делу А55-9941/2004. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации Решение

г. Самара.

Дело № А55-9941/2004-2.

30 ноября 2004 г.

Арбитражный суд Самарской области

в составе председательствующего судьи: Шадриной О.Е.

рассмотрев в судебном заседании 26 ноября 2004 г. дело

по иску Прокурор Самарской области, г. Самара.

к ОАО «РЖД», г. Самара.

и к ООО «Саммос», г. Москва.

о признании договора недействительным

В заседании объявлялся перерыв до 30.11.2004 г.

при участии в заседании:

истец: Атяскин А.Н. – прокурор отдела - уд. № 60796.

ответчики:

ОАО «РЖД» - Парфенов Д.И. – нач. юр. отд. – дов. от 05.01.2004 г.

ООО «Саммос» - Еникеева Ю.Ю. - зам. дир. по прав. вопросам – дов. от 06.08.2004 г.

Протокол судебного заседания вел судья Шадрина О.Е.

Истец обратился с иском о признании недействительным договора от 26.12.2002 г. № ПЧ-11/2 на предоставление земельного участка во временное пользование, заключенного между ФГУП Куйбышевской железной дорогой МПС РФ и ООО «Саммос», и заключенные впоследствии дополнительные соглашения от 23 мая 2003 г. (л.д. 21, т. 1) и от 15 апреля 2004 г. (л.д. 22, т. 1) и применении последствий недействительности сделки, обязав ООО «Саммос» возвратить земельный участок в первоначальное состояние.

ОАО «РЖД» иск не признало, ссылаясь на то, что заключенный ответчиками договор и дополнительные соглашения соответствуют закону и заключены уполномоченными на то лицами.

ООО «Саммос» иск не признало, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД» вправе распоряжаться спорным земельным участком, предоставив в пользование ООО земельный участок по договору от 26.12.2002 г. № ПЧ-11/2.

Удовлетворяя заявленное Прокуратурой ходатайство, суд заслушал свидетеля Ежова В.М. и представителей сторон.

Прокуратура заявила ходатайство о назначении экспертизы для выяснения вопроса о том, не расположен ли земельный участок, предоставленный железной дорогой ООО «Саммос», либо его часть, на территории земельных участков, права на которые зарегистрированы за иными правообладателями.

Суд объявил перерыв до 30.11.2004 г. до 16 час. 00 мин.

Изучив заявленное ходатайство, с учетом мнения представителей ответчиков, заявивших о несогласии на проведение экспертизы, суд, руководствуясь ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняет заявленное ходатайство, как необоснованное.

Анализируя материалы дела, суд Установилследующее.

Двадцать шестого декабря 2002 г. ФГУП Куйбышевская железная дорога МПС РФ (землепользователь) и ООО «Саммос» (временный землепользователь) заключили договор № ПЧ-11/2 (л.д. 12 – 19, т. 1) на предоставление во временное пользование участка общей площадью 7 635 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, в районе железнодорожной платформы «Пятилетка» для организации мест розничной торговли со сроком действия договора с 01.01.2003 г. по 30.11.2003 г. Границы переданного в пользование участка обозначены на схеме, являющейся неотъемлемой частью договора (л.д. 19, 19 «а»).

Фактическая передача земельного участка в пользование подтверждена актом от 27.12.2002 г. (л.д. 20, т. 1).

В мае 2003 г. ФГУП «КЖД» МПС РФ и ООО «Саммос» заключили дополнительное соглашение к договору № ПЧ-11/2, уточнив площадь и координаты спорного участка в полосе отвода Куйбышевской железной дороги (л.д. 21, т.1) и ряд других пунктов договора.

Пятнадцатого апреля 2004 г. ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Самарского отделения – структурного подразделения Куйбышевской железной дороги» - Кутумова В.М., ранее подписавшего основной договор и дополнительное соглашение № 1 и ООО «Саммос» оформили второе дополнительное соглашение (л.д. 22, т. 1), изменив срок действия договора до 29.11.2004 г.

Изучив доверенности Кутумова В.М. (л.д. 136, 147, т. 1), заключавшего договор и дополнительные соглашения, суд Установил, что он действовал в пределах своих полномочий.

До 2001 г. Государственное унитарное предприятие Самарское отделение Куйбышевской железной дороги МПС РФ являлось самостоятельным юридическим лицом на основании Устава предприятия.

В соответствии с приказом начальника дороги от 09.03.2001 г. № 50/Н ГУП «Самарское отделение Куйбышевской железной дороги» было лишено статуса юридического лица, в связи с чем, все права и обязанности ГУП «Самарское отделение Куйбышевской железной дороги» перешли ФГУП «Куйбышевская железная дорога». С этого момента Самарское отделение Куйбышевской железной дороги является филиалом ФГУП «Куйбышевская железная дорога» и действует на основании Положения.

В связи с созданием ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18.09.2003 г. и в соответствии со ст. 37 Федерального Закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 4 Федерального Закона № 29-ФЗ от 10.01.2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», ОАО «Российские железные дороги», становится правопреемником ФГУП «Куйбышевская железная дорога», в связи с чем, обязанности и права по обязательствам ФГУП «Куйбышевская железная дорога» в отношении его кредиторов и должников перешли к ОАО «Российские железные дороги». ФГУП «Куйбышевская железная дорога» было реорганизовано, имущественный комплекс передан в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги». В настоящее время на базе ФГУП «Куйбышевская железная дорога» создан филиал ОАО «Российские железные дороги» - Куйбышевская железная дорога, действующий на основании Положения о Куйбышевской железной дороге – филиале ОАО «Российские железные дороги» (л.д. 38 - 65, т. 2).

Согласно ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно – правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Определением, принятым по делу № А55-14598/2003-2 (л.д. 37, т. 2) и вступившим в законную силу, ОАО «Российские железные дороги», г. Москва признано правопреемником Федерального государственного предприятия «Куйбышевская железная дорога».

О наличии правопреемства говорится и в тексте данного искового заявления Прокуратуры.

Таким образом, все заключенные ФГУП «Куйбышевская железная дорога МПС РФ», впоследствии ОАО «Российские железные дороги» договоры и соглашения о временном пользовании земельным участком в полосе отвода соответствуют требования законодательства.

Обращаясь с данным иском в суд, Прокуратура полагала, что заключенный ответчиками договор ничтожен, так как не соответствует требованиям закона, чем нарушена ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

размещения железнодорожных путей;

установление полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железной дороги в пределах земель железного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для оказания услуг пассажирам, складирования грузов и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

При этом порядок установления и использования полос отвода и охраняемых зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что такой порядок использования полос отвода Правительством Российской Федерации не установлен, то до принятия соответствующего нормативного правового акта подлежит применению Положение, утвержденное Министерством путей сообщения Российской Федерации 15.05.1999 г. № 26 Ц. (л.д. 107 – 109, т. 1).

Собственник земли – Российская Федерация, предоставил железной дороге право распоряжаться земельным участком в полосе отвода.

Пунктом 6 Постановления Правительства подтверждено право железной дороги определять порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в полосах отвода.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О федеральном железном транспорте» № 153-ФЗ, действовавшем на момент заключения договора от 26.12.2002 г. № ПЧ-11/2, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

При этом порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.

Во исполнение ст. 5 указанного Закона Министерство путей сообщения Российской Федерации, действуя в пределах своей компетенции, издает приказ от 15.05.1999 г. № 26 Ц (т. 1, л.д. 107 – 109) об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (зарегистрировано в Минюсте Российской федерации 27.07.1999 г. № 1848).

Подпунктами 12, 13 указанного Положения железной дороге предоставлено право предоставлять и заключать договоры на передачу в срочное пользование физическим и юридическим лицам (временным пользователям) участков, расположенных в полосе отвода.

Третьего августа 1992 г. зарегистрировано право постоянного пользования 11 – й Самарской дистанции пути Куйбышевской железной дороги на фактически занимаемый участок полосы отчуждения в размере 644.27 га, что подтверждено соответствующим свидетельством № 802 (т. 1, л.д. 30).

Свидетельство выдано на основании решений Горисполкома, состоявшихся в период с 1949 по 1953 годы (л.д. 31 – 37, т. 1).

В 1996 г. ГУП 11 – ая Самарская дистанция пути Куйбышевской железной дороги МПС РФ было присоединено к ГУП «Самарское отделение Куйбышевской железной дороги МПС РФ», которое в свою очередь в 1997 г. было присоединено к ФГУП «Куйбышевская железная дорога МПС РФ» (т. 1, л.д. 114 – 117).

Таким образом, ФГУП «Куйбышевская железная дорога МПС РФ» являлось правопреемником 11 – й дистанции пути и, наделенное соответствующими полномочиями, было вправе заключать спорный договор.

В Уставе ФГУП «Куйбышевская железная дорога» определен предмет его деятельности, в том числе осуществлять свою деятельность в сфере транспортных услуг и других сферах, не запрещенных законодательством.

Таким образом, ФГУП вправе совершать любые действия, не противоречащие действующему законодательству, в том числе и право на заключение договора на передачу во временное пользование земли, находящейся в полосе отвода железной дороги.

На запрос суда (т. 1, л.д. 102) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Самарской области сообщил (т. 2, л.д. 20), что территория, занятая полосой отчуждения, передана в постоянное пользование Самарскому отделению Куйбышевской железной дороги (11-ой дистанции пути) на основании решения Куйбышевского Горисполкома и, в подтверждение права выдано свидетельство о праве постоянного пользования землей № 802.

В настоящее время по заказу ФГУП «Куйбышевская железная дорога» ОО «Землемер» подготовлены материалы по инвентаризации и межеванию полосы отвода железной дороги. Вся информация о наличии объектов сторонних землепользователей отражена в материалах инвентаризации.

По сообщению свидетеля Ежова В.М. (протокол судебного заседания от 26.11.2004 г.) земельный участок, находящийся во временном пользовании железной дороги, внесен в кадастровый план, но в настоящее время его границы не определены, они условны.

На вопрос суда о том, расположены ли на спорном участке пользователя участки 3 – их лиц, свидетель ответил, что не может дать четкого ответа, так как на выписке из дежурной кадастровой карты (л.д. 28, т. 2) переданный ООО «Саммос» участок не нанесен.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» сообщил, что представленная выписка состоит 2 – х частей и на представленном в дело листе (л.д. 28, т. 2) данные о спорном листе отсутствуют. При этом представитель пояснил, что и на другом листе кадастровой карты нет сведений о спорном участке. Таким образом, в кадастровой карте отсутствуют сведения об участке временного пользователя.

Неопределенность границ земельного участка в полосе отвода в кадастровой карте является, по мнению Прокуратуры, основанием для признания сделки недействительной.

Предметом спорного договора является участок, размер и координаты которого четко определен договором и дополнительным соглашением к договору (л.д. 12, 19, 19 «а», 21, т. 1).

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков до 01.01.2006 г.

Отвечая на запрос суда, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству подтвердил, что работы по оформлению земли ОАО «Российские железные дороги» проводятся.

На представленной свидетелем выписке из дежурной кадастровой карты (т. 2, л.д. 28) обозначены условные границы земель Куйбышевской железной дороги.

Причем слово «условные» внесено после оформления текста выписки.

Участок, занимаемый ООО «Саммос» на кадастровой карте не обозначен, но Прокуратура не представила ни одного документа, подтверждающего наличие претензий 3 – их лиц на него.

Несостоятельна ссылка Прокуратуры на Федеральный Закон от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, так как он принят после заключения договора. Кроме того, не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций (ст. 6 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации).

Неправомерна ссылка Прокуратуры на ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Собственник земли – Российская Федерация делегировала свои права на распоряжение землей в полосе отвода соответствующей службы железной дороги.

Суд отклоняет доводы Прокуратуры на нарушение первым ответчиком Бюджетного кодекса Российской Федерации как несостоятельные.

На основании изложенного, суд отказывает Прокуратуре в иске о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Руководствуясь ст. 105, 163, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Самарской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Шадрина О.Е.

Исп. Найдёнова Е.Г.

30.11.2004 г.