Судебная практика

Решение от 2006-01-19 №А65-36767/2005. По делу А65-36767/2005. Республика Татарстан.

Решение

город Казань Дело № А 65 -36767/2005- Сг 2 -24

19 января 2006 года.

Резолютивная часть решения оглашена -12 января 2006 года

Дата изготовления решения -19 января 2006 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Богдановой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Богдановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по первой инстанции 12 января 2006 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Связьстроймонтаж», город Набережные Челны, о признании действий Министерства финансов Республики Татарстан, город Казань, незаконными,

при участии представителей:

от заявителя (взыскатель) –представителя Баранова Ю.В., действующего на основании доверенности без номера от 11.01.2006 года,

от Минфина РТ –ведущего специалиста Гатауллиной А.Ш.,

от заинтереосванных лиц:

от ТО ДК МФ по РТ -не явился (извещен),

от Администрации города Мензелинска и Мензелинского района –не явился (извещен),

Установил:



Общество с ограниченной ответственностью «Связьстроймонтаж», (далее по тексту -заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании действий Министерства финансов Республики Татарстан, выразившихся в возврате исполнительного листа за № 131967 от 28.01.2005 года без исполнения, незаконными.

Определением Арбитражного суда от 19.12.2005 года, в порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в процессе в качестве заинтересованных лиц привлечены –Территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов по Республике Татарстан и Администрация города Мензелинска и Мензелинского района, город Мензелинск.

Заинтересованные лица, надлежащим образом, в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, пояснения по заявлению не представили.

Заявление рассмотрено в отсутствие представителей не явившихся сторон в порядке части 2 статьи 200 АПК РФ.

Представитель Министерства финансов РТ требования заявителя отклонил, указав, что должник является получателем средств бюджета РТ, носящих целевой характер.

Выслушав пояснения представителей явившихся сторон, исследовав материалы, приложенные к заявлению, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда РТ от 14.12.2004 года по делу за № А 65 –20818/2004 –Сг 2 –24 с Администрации города Мензелинска и Мензелинского района в пользу ООО «Связьстроймонтаж» взыскано 1.118.926 рублей 80 копеек долга за выполненные в соответствии с условиями договора за № 18 от 11.05.2001 года работы (по строительству кабельной канализации на объекте «Строительство ОПТС города Мензелинска», 418.402 рубля неустойки и 22.798 рублей 26 копеек в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.

На основании вступившего в законную силу решения суда 28.01.2005 года был выдан исполнительный лист за № 131967.

В соответствии с Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств бюджета РТ (далее по тексту –Правила), утвержденными Постановлением Кабмина РТ от 5.03.2004 года за № 106, исполнительный лист за № 131967 был предъявлен взыскателем (заявителем) в ТОДК МФ РТ в Мензелинском районе РТ для исполнения требований исполнительного документа.

Однако уведомлением за № 14 ТОДК МФ по РТ известило взыскателя о невозможности исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием у должника денежных средств и о возможности направления исполнительного листа в Минфин РТ.

Минфин РТ, в свою очередь, письмом за исх. № 21 -17 -84/6147 от 4.10.2005 года, известило взыскателя о возвращении исполнительного листа без исполнения в связи с тем, что должник по исполнительному листу не является получателем средств бюджета РТ.

В обоснование своих требований заявитель указывает на необоснованный возврат Минфином РТ исполнительного листа без исполнения, поскольку в соответствии с Законом РТ от 4. 12.2004 года за № 60 –ЗРТ «О бюджете РТ на 2005 год» должник –Администрация города Мензелинска и Мензелинского района, является получателем средств бюджета РТ, в связи с чем порядок взыскания задолженности в отношении него регламентируется Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств бюджета РТ, утвержденными Постановлением Кабмина РТ от 5.03.2004 года за № 106.

Между тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основания.

В соответствии со статьей 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим этот акт. В статье 3 Закона «Об исполнительном производстве» указано, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ.

Порядок, предусмотренный Постановлением Кабинета Министров РТ № 106 от 5.03.2004 года «Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств бюджета РТ» не является принудительным исполнением судебного акта.



В соответствии с пунктами 9, 10 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств бюджета РТ, при недостаточности средств на казначейском счете должника либо недостаточности бюджетных ассигнований по данному коду классификации расходов бюджета РФ, казначейство возвращает взыскателю исполнительный лист и другие документы и уведомляет о возможности направления исполнительного листа в Министерство, а Министерство, в свою очередь, в установленном порядке выделяет главному распорядителю средств бюджета РТ необходимые средства целевым назначением в пределах выделенных должнику бюджетных ассигнований по соответствующему коду классификации расходов бюджетов РФ.

Органы федерального казначейства ни банком, ни какой-либо иной кредитной организацией не являются и созданы в целях управления расходами бюджета и контроля за использованием государственных средств.

Особенности правового режима денежных средств, отраженных на бюджетных счетах, определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При исполнении требований исполнительных листов Министерство финансов РТ руководствовалось положениями статьи 38 Бюджетного кодекса РФ устанавливающего принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означающего, что бюджетные средства выделяются в распоряжении конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении бюджетных средств действует режим иммунитета бюджетов, при котором обращение взыскания на эти средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего либо возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета, либо возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно положениям пункта 2 названных Правил взыскание денежных средств производится с казначейских счетов должников лишь по денежным обязательствам должников, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Между тем, в соответствии с положениями статьи 1 Закона РТ за № 2246 –Х11 от 30.11.1994 года «О местных органах государственной власти управления» (далее по тексту -Закон) –администрации соответствующих административно -территориальных единиц являются исполнительно –распорядительными органами районах, городах республиканского подчинения и районах городах.

Согласно статье 25 указанного закона Местная администрация осуществляет функции управления в районе, городе, районе в городе, обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие подведомственной территории.

Для реализации указанных в статье 25 Закона функций к компетенции местной администрации отнесены заключение договоров и соглашений от имени соответствующей территории, распоряжение бюджетными средствами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что задолженность Администрации Мензелинского района перед заявителем возникла из договоров, заключенных администрацией от имени и в интересах соответствующей территории в результате осуществления администрацией функций, предусмотренных статьей 25 Закона, в связи с чем на нее распространяются положения статьи 100 Бюджетного кодекса РФ о муниципальном долге.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 -170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Связьстроймонтаж», город Набережные Челны, о признании действий Министерства финансов Республики Татарстан, выразившихся в возврате исполнительного листа за № 131967 от 28.01.2005 года без исполнения, незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.

Судья ________________________Богданова Е.В.