Судебная практика

Решение от 23 ноября 2006 года № А07-23023/2006. По делу А07-23023/2006. Республика Башкортостан.

Решение

г. Уфа Дело № А07-23023/06-А-АГФ

«23» ноября 2006 года.

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2006 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2006 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Ахметовой Г.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ахметовой Г.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
(заявитель)

к МРИ ФНС России № 21 по РБ

(ответчик)

3-е лицо: Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сибай РБ

(третье лицо)

об обязании налогового органа произвести возврат денежных средств

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом по последнему известному суду адресу;

от ответчика: Тангибаев Р.Р. – представитель по доверенности от 11.01.2006г., госналогинспектор юротдела.

от третьего лица: не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом по последнему известному суду адресу.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия заявителя и представителя 3-го лица – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сибай РБ.

Индивидуальный предприниматель Васильченко Р.Б. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об обязании налогового органа произвести возврат денежных средств излишне уплаченных страховых взносов в сумме 900 руб.

ИП Васильченко Р.Б., являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечислил денежные средства в размере 900 руб. на страховую часть трудовой пенсии.

В результате, по этой части трудовой пенсии образовалась переплата в сумме 900 руб. Указанное обстоятельство подтверждается справкой с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сибай РБ от 07.09.06 г. № 205.

ИП Васильченко Р.Б. обратился в МРИ ФНС РФ № 21 по РБ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 900 руб.

Налоговый орган письмом № 442 от 13.09.2006 г. отказал Васильченко Р.Б. в возврате излишне уплаченных денежных средств.

По мнению налогового органа, страховые взносы не относятся по своей природе к налоговым платежам и соответственно налоговые органы не могут осуществлять возврат (зачет) страховых взносов в порядке ст. 78 -79 Налогового кодекса Российской Федерации (т.к. Налоговый кодекс РФ предусматривает зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени).

Посчитав свои права нарушенными, ИП Васильченко Р.Б. обратился с заявлением в арбитражный суд.

УПФ РФ в г. Сибай РБ требования заявителя поддержал, факт переплаты подтвердил ходатайством № 4839 от 25.10.2006 г.

Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные документы, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Статьей 25 данного закона определено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (в редакции закона от 20.07.2004г. № 70-ФЗ).

Таким образом, специальный Федеральный закон, регулирующий правоотношения в области пенсионного страхования, прямо предусматривает, что функции контроля за уплатой страховых взносов осуществляют налоговые органы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, то есть в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.

Довод ответчика о том, что страховые взносы не относятся по своей природе к налоговым платежам и соответственно налоговые органы не могут осуществлять возврат (зачет) страховых взносов в порядке ст. 78 -79 Налогового кодекса РФ, являются не обоснованными.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, если это предусмотрено Кодексом. При этом в части 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиком сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Статья 9 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговые органы являются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Ст. 78 Налогового кодекса РФ, регулирующая порядок возврата (зачета) сумм платежей, прямо предусматривает, что правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными сборами, предоставляющими право на пенсионное страхование, то порядок их взимания и порядок контроля за их уплатой регулируются нормами Налогового кодекса РФ.

Из указанных положений Налогового кодекса РФ, а также положений специального Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что порядок осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется в соответствии с нормами статьи 78-79 Налогового кодекса РФ. Уполномоченными органами по осуществлению функций контроля за уплатой взносов, в том числе функций по их возврату (зачету) являются налоговые органы.

Налоговые органы являются администраторами поступлений в бюджет по коду бюджетной классификации «182» в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27 августа 2004 года № 72н. По коду бюджетной классификации «182» уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Как администраторы поступлений в бюджет по указанному коду, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей, пеней, штрафов.

Таким образом, заявитель правомерно обратился с заявлением о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в МРИ ФНС РФ № 21 по РБ, однако, ответчик необоснованно отказал в возврате излишне уплаченной суммы при наличии подтвержденной уплаты по страховым взносам по соответствующему коду бюджетной классификации.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

При подаче заявления в суд заявителю была дана отсрочка по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования индивидуального предпринимателя Ф.И.О. удовлетворить.

Обязать МРИ ФНС РФ № 21 по РБ произвести возврат индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. ошибочно уплаченную сумму страховых взносов - 900 руб. на код бюджетной классификации 18210202010061000160.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 257, 259, 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо в двухмесячный срок, со дня вступления в законную силу решения, в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273, 274, 275, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Г.Ф. Ахметова