Судебная практика

Решение от 14 декабря 2006 года № А07-25656/2006. По делу А07-25656/2006. Республика Башкортостан.

Решение

г. Уфа Дело № А07-25656/06-А-НИИ

«14» декабря 2006 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Нигмаджановой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Нигмаджановой И.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Фармацевт»

к МИ ФНС России № 21 по РБ

о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 14161 руб.

третье лицо – УПФ РФ в г.Сибай РБ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом

от ответчика: Тангельбаев Р.Р. – по доверенности от 13.01.2006 г.

ООО «Фармацевт» РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 21 по РБ (далее инспекция) с заявлением обязать Межрайонную инспекцию возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 14161 рублей по коду бюджетной классификации 18210202010062000160.

Ответчик иск не признал, на том основании, что в компетенцию налоговых органов не входит обязанность производить возврат или зачет страховых взносов.

Рассмотрев представленные материалы дела,

суд Установил:

ООО «Фармацевт» РБ платежными поручениями № 322 от 16.01.2006 г. и № 323 от 16.01.2006 года излишне уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 14161 рублей, направленные на оплату задолженности по страховым взносам не на тот код бюджетной классификации.

ООО «Фармацевт» обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате неверно перечисленной суммы страховых взносов на расчетный счет предприятия.

Налоговый орган письмом от 04.09.06 г. № 402 ответил отказом на заявление плательщика.

По мнению налогового органа, страховые взносы не относятся по своей природе к налоговым платежам и, соответственно, налоговые органы не могут осуществлять возврат (зачет) страховых взносов в порядке ст.78-79 НК РФ.

Однако, в соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, если это предусмотрено Кодексом. При этом в части 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиком сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Статья 9 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговые органы являются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Ст.78 Налогового кодекса РФ, регулирующая порядок возврата (зачета) сумм платежей, прямо предусматривает, что правила данной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными сборами, предоставляющими право на пенсионное страхование, то порядок их взимания и порядок контроля за их уплатой регулируются нормами Налогового кодекса РФ.

Налоговые органы являются администраторами поступлений в бюджет по коду бюджетной классификации «182» в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 27 августа 2004 года № 72н. По коду бюджетной классификации «182» уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Как администраторы поступлений в бюджет по указанному коду, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей, пеней, штрафов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Статьей 25 данного закона определено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (в редакции закона от 20.07.2004г. № 70-ФЗ). На органы Пенсионного Фонда Российской Федерации возложена лишь обязанность по взысканию недоимки по страховым взносам и пеней.

Таким образом, заявитель правомерно обратился с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в МИ ФНС России № 21 по Республике Башкортостан.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине возлагаются на ответчика, который освобожден от ее уплаты НК РФ и подлежит возврату заявителю из бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования ООО «Фармацевт» Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС РФ № 21 по Республике Башкортостан осуществить возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 14161 руб. на расчетный счет предприятия.

Заявителю выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 566,44 рублей по платежному поручению № 621 от 21.11.06 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 257, 259, 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 – 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.И. Нигмаджанова