Судебная практика

Решение от 02 марта 2007 года № А07-1206/2007. По делу А07-1206/2007. Республика Башкортостан.

Решение

г. Уфа Дело № А07-1206/07-А-ЧСЛ

02 марта 2007года

Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2007г.

Решение в полном объеме изготовлено 02.03.2007г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л.,

при ведении протокола судебного заседания судьей лично,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Ф.И.О. Дмитрия Григорьевича

к МРИ ФНС РФ № 27 по РБ

о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции ФНС РФ № 27 по РБ, выразившееся в непроведении возврата Ф.И.О. Д.Г. суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 78 000 рублей за период октябрь-декабрь 2005 года, январь-октябрь 2006 года.

при участии в судебном заседании:

от Предпринимателя: Федотов Ф.М., доверенность № 2 от 05.02.2007г.; Муслимов Р.А., доверенность № 1 от 06.10.2006г.

от Инспекции: Зиятдинов А.Ф., ст. гни по доверенности № 01-13/1 от 10.01.2007г.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал.

Ответчик (МРИ ФНС РФ № 27 по РБ- правопреемник МР ИФНС РФ № 6 по РБ ) заявленные требования не признал, считает, что индивидуальный предприниматель не является субъектом малого предпринимательства, поскольку не зарегистрирован в общеустановленном порядке, а также указано на то обстоятельство, что предприниматель не доказал ухудшение своего экономического положения.



Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле,

суд Установил:

ИП Лукашевич Д.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Постановлением Администрации г. Новочебоксарска от 03.11.2003г. № 334 и осуществляет свою деятельность без образования юридического лица в области игорного бизнеса и в соответствии с представленными документами является плательщиком налога на игорный бизнес.

На основании лицензии от 28.05.2004г. № 004496 имеет право осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

Предприниматель состоял на учете в Межрайонной Инспекции РФ № 6 по РБ ( с. Бакалы Бакалинского района Республики Башкортостан) по месту регистрации игрового автомата, о чем выдано свидетельство от 04.10.2005г. № 5 .

Предприниматель исчислил и уплатил в республиканский бюджет налог на игорный бизнес за период с октября 2005 года по октябрь 2006 года в сумме 97 500 руб. исходя из ставки 7 500 руб. за один игровой автомат, установленной главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом РБ от 04.11.2003г. № 30-з.

ИП Лукашевич Д.Г., считая, что им произведена излишняя уплата налога на игорный бизнес, обратился в Межрайонную ИФНС РФ № 6 по РБ с письмом от 15.11.2006г. провести возврат в порядке статьи 78 НК РФ сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес .

Налоговый орган, в установленный статьей 78 НК РФ месячный срок для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного налога, ответ предпринимателю не представил, требования предпринимателя оставил без удовлетворения.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для Ф.И.О. Д.Г. с заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные документы, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из нижеследующего:

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Налогоплательщики налога на игорный бизнес – организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (статья 365 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 366 НК РФ объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес являются: игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 366 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес признается игровой автомат.

На момент государственной регистрации Предпринимателя (03.11.2003г.) действовал Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес» от 31.07.1998 года № 142-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 12.02.2001 года № 8-ФЗ, от 27.12.2002 года № 182-ФЗ с изменениями, внесенными определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 года № 69-О), согласно пункту 1 статьи 5 которого минимальный размер ставки налога за каждый игровой автомат был установлен в размере 7,5 минимального размера оплаты труда.



Пункт 2 статьи 5 названного Федерального закона предусматривал, что конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 года № 142-ФЗ предусматривал, что при отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего конкретные размеры ставок налога, для его исчисления и уплаты применяются минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 2 настоящего закона.

Закон Республики Башкортостан «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан» № 241-з был принят 30 июля 2001 года, согласно которого ставка налога за каждый игровой автомат была установлена в размере 15 минимальных размеров оплаты труда .

Глава 29 Налогового кодекса РФ «Налог на игорный бизнес» введена в действие с 01.01.2004 года, согласно которой налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации за один игровой автомат в размере от 1 500 до 7 500 руб.

Законом Республики Башкортостан «О налоге на игорный бизнес» от 04.11.2003 года № 30-з, налоговая ставка за один игровой автомат установлена в размере 3 750 руб. Согласно ст. 4 указанный Закон вступает в силу 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

При решении вопроса об ухудшении условий налогообложения предпринимателя и наличии у него права на применение вышеназванных положений Федерального закона от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» следует оценить конкретные условия налогообложения данного налогоплательщика.

Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации 01.07.1999г. № 111-О ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования, на основании абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налоговая ставка относится к элементам налогообложения.

Поскольку изменение налогового законодательства, а именно увеличение налоговой ставки создает менее благоприятные условия для Предпринимателя, как субъекта малого предпринимательства, то налогоплательщик вправе в течение первых четырех лет своей деятельности уплачивать налог на игорный бизнес в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации, то есть по ставке 1 500 руб. за один игровой автомат.

Поскольку предприниматель Лукашевич Д.Г. зарегистрирован до введения в действие главы 29 НК РФ и Закона РБ от 04.11.2003г. №30-з и, в силу абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в течение первых четырех лет своей деятельности он, как субъект малого предпринимательства, подлежит налогообложению в том порядке, который действовал на момент его государственной регистрации, т.е. по ставке 1 500 за один игровой автомат.

Довод Инспекции, изложенный в отзыве, что предприниматель Лукашевич Д.Г. не является субъектом малого предпринимательства, судом отклоняется как основанный на ошибочном толковании закона.

Согласно ст. 3, 4 Федерального закона от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации .

Факт уплаты налога Ф.И.О. Д.Г. за период с октября по декабрь 2005 года и с января по октябрь 2006 года по действовавшим в соответствующем налоговом периоде ставкам налога подтверждается представленными доказательствами и не отрицается налоговым органом. ( копии налоговых деклараций и квитанции об оплате суммы исчисленного налога приложены к материалам дела)

В соответствии со ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении зачета ( возврата) по суммам,излишне уплаченных налогов .

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете ( возврате) или отказе в проведении зачета сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления .

Налоговым органом требование законодательства не исполняется, заявление налогоплательщика оставлено без ответа и удовлетворения в связи с чем требование заявителя о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившееся в непроведении возврата, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление Ф.И.О. Д.Г. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции ФНС РФ № 27 по РБ, выразившееся в непроведении возврата Ф.И.О. Д.Г. суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 78 000 рублей за период октябрь-декабрь 2005 года, январь-октябрь 2006 года.

Ф.И.О. Д.Г. выдать справку на возврат госпошлины в сумме 100 руб.после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию согласно ст. 180 АПК РФ в течение месячного срока со дня его принятия, в кассационную инстанцию согласно ст.276 АПК РФ в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд РБ.

Судья С.Л. Чернышова