Судебная практика

Решение от 29 октября 2007 года № А07-14886/2007. По делу А07-14886/2007. Республика Башкортостан.

Решение

г. Уфа

29 октября 2007 года Дело № А07-14886/2007-А-РМФ

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Раянова М.Ф., при ведении протокола судебного заседания судьей Раяновым М.Ф.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

МУП «Бирский плодопитомнический совхоз»

(заявитель)

к МИФНС России №13 по РБ

(ответчик)

третье лицо- Межведомственная республиканская комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей

о признании недействительными решений

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Клюев А.Н., доверенность от 27.09.2007г., Федорцева Н.Г., доверенность №5 от 15.10.007г., Зиннуров В.А., директор

от ответчика – Казанцев Е.В., доверенность №31 от 10.01.2007г.

от третьего лица- Нуриахметов Р.Р., зам. председателя

На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило заявление МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» к МИФНС России №13 по РБ о признании незаконным бездействия МИФНС России №13 по РБ от исполнения соглашения о реструктуризации долгов МУП Бирский плодопитомнический совхоз перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 917000 руб., по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 1276000 руб., заключенного 27.02.2004г. между МИФНС России №13 и МУП «Бирский плодосовхоз», подписанное 27.02.2004г. членами Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и восстановление в программу финансового оздоровления, обязании МИФНС России №13 по РБ продолжить с сентября 2007 года соблюдении и исполнение указанного соглашения о реструктуризации долгов;

о признании недействительным уведомления о приостановке права на реструктуризацию долгов за № 3 от 25.07.06г. из-за доначисленной суммы за 2003г. в сумме 121000 руб.;

о признании незаконным применение МИФНС России №13 по РБ последствий приостановления реструктуризации долгов МУП Бирский плодосовхоз, заключенного 27.02.2004г. между МИФНС России №13 по РБ и МУП Бирский плодосовхоз, подписанного 27.02.2004г. членами Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, в виде восстановления реструктуризированных на основании указанного соглашения от 27.02.2004года долгов с начислением на них пеней за период действия реструктуризации; направление в адрес МУП Бирский плодосовхоз требование о наличии задолженности за № 05-01/3291 от 23.08.07г. по требованиям об уплате налога и сбора, пеней по состоянию на 16.07.2007г. за № 12079, 12080,12081, 12082 от 16.07.2007г. на общую сумму 3819835,69 руб. в части включения в него вышеуказанных реструктуризированных долгов в размере 2193000 руб. и неправомерно начисленных пеней по ним и обязать ответчика отозвать данное требование об уплате налога, сбора, пени №12791,1280,1281,1282 от 16.07.2007г. в указанной части,

о признании незаконным и недействительным Постановление № 253 от 20.08.07г. о взыскании налогов сборов пеней за счет имущества налогоплательщика-организации №05-01/3291 от 23.08.2007г. и вынесенное на его основании Постановления №11476 о взыскании налогов, сборов, пеней за счет имущества налогоплательщика от 24.08.2007г. в части взыскания за счет имущества МУП Бирский плодопитомнический совхоз реструктуризированных долгов в размере 2193000 руб. и неправомерно начисленных пеней по ним, обязав ответчика отозвать данное Постановление № 253 о взыскании налогов, сборов, пеней на общую сумму 3458401,51 руб. за счет имущества налогоплательщика от 24.08.2007г. из судебных приставов в части вышеуказанных сумм реструктуризированных долгов в размере 2193000 руб. неправомерно начисленных пеней по ним.

МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» представило уточнение к заявлению, в котором просит суд признать незаконными постановления от 20.08.2007г. №253 «О взыскании налога, сборов, пеней и штрафов за счет имущества МУП Бирский плодосовхоз» на сумму 3458401,51 руб., решений от 11.09.2007г. №№1858,1860,1862 «О приостановлении операций по счетам в банке».

Последним уточнением МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» просило суд признать незаконными Решение МИФНС России №13 по РБ №263 от 20.08.2007г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) на сумму 3458401,51 руб., решений №1858,1860,1862 от 11.09.2007г. Дело рассмотрено с учетом уточненных требований заявителя.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд Установил следующее.

МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» на основании решения Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (протокол комиссии №2 от 27 февраля 2004 года) входит в программу финансового оздоровления.

На основании указанного решения межведомственной комиссии между МИФНС России №13 по РБ и заявителем заключено соглашение о реструктуризации долгов от 27 февраля 2004года на общую сумму 2193 тыс.руб.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.07.2003г. №784 «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей» 27.02.2004г. между налоговой инспекцией и налогоплательщиком заключено соглашение №9 «О списании сумм пеней и штрафов» в сумме 2300767,27 руб.

26 июля 2006г. ответчиком направлено уведомление №3 от 25.07.2006г. о наличии задолженности по текущим платежам в бюджет и о приостановлении права на реструктуризацию долгов с 01.07.2006г.

По состоянию на 01.07.2006г. задолженность составила 121000 руб., в том числе ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет- 116000руб., ЕСН, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации -5000 руб.

Уведомлением МИФНС России №13 по РБ от 25.10.2007г. №4 отменено права на реструктуризацию долгов МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» в связи с тем, что заявителем в течение 90 дней с момента приостановления реструктуризации долгов не ликвидирована задолженность по уплате текущих налоговых платежей.

20 августа 2007 года МИФНС России №13 по РБ вынесено Решение №263 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) на сумму 3458401,51 руб., в том числе налогов (сборов)-2148497,84 руб., пени-1309903,67 руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования об уплате налога №51999 от 07.12.2006г. со сроком 22.12.2006г., по которому вынесено Решение о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках №5151 от 28.12.2006г., МИФНС России №13 по РБ вынесено Решение №1858 от 11.09.2007г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования об уплате налога №45029 от 14.11.2006г. со сроком 29.11.2006г., по которому налоговым органом вынесено Решение о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках №4928 от 08.12.2006г., МИФНС России №13 по РБ вынесено Решение №1860 от 11.07.2007г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования об уплате налога №42802 от 12.10.2006г. со сроком 27.10.2006г., по которому налоговым органом вынесено Решение о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках №4377 от 02.11.2006г., МИФНС России №13 по РБ вынесено Решение №1862 от 11.07.2007г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

Заявитель, считая Решение МИФНС России №13 по РБ №263 от 20.08.2007г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) на сумму 3458401,51 руб., решения №1858,1860,1862 от 11.09.2007г. незаконными, обжаловал их в арбитражный суд.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.

Межведомственная республиканская комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей направила в суд отзыв, согласно которому ГУСП «Бирский плодосовхоз» по состоянию на 01.09.2007г. является участником программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, от МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» заявление о включении в состав участников программы финансового оздоровления в межведомственную республиканскую комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей не поступало.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 09.07.2002г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - Закон) установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства, в соответствии с которыми на основании заключенного с кредиторами соглашения получают право на реструктуризацию долгов.

Статьей 27 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований расторжения соглашения о реструктуризации долгов. В соответствии с указанной нормой Закона соглашение может быть расторгнуто в случае:

неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;

неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;

возбуждения в отношении должника процедуры банкротства.

В силу статьи 28 Закона соглашение расторгается с согласия подписавших его кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50% кредиторской задолженности должника. При этом любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.

Таким образом, Закон не предусматривает права кредитора расторгнуть соглашение о реструктуризации в одностороннем порядке, указывая лишь на его право начать процедуру расторжения, и определяя необходимость согласия для этого со стороны кредиторов, в совокупности обладающих правом требования не менее 50% кредиторской задолженности должника, то есть, по сути, коллегиальный порядок принятия решения.

Процедура расторжения соглашения о реструктуризации долгов установлена Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным Протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 N 4.

В соответствии с Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным Протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003г. №4, при нарушении должником условий реструктуризации кредитор уведомляет территориальную комиссию о своем намерении начать процедуру расторжения Соглашения о реструктуризации долгов. Территориальная комиссия в течение 14 дней со дня получения такого уведомления принимает Решение о приостановлении действия Соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов. Одновременно с принятием решения о приостановлении соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.

Указанный порядок принятия решения о приостановлении соглашения о реструктуризации долгов и решения об отмене права на реструктуризацию долгов ответчиком нарушен.

Межведомственной республиканской территориальной комиссией по финансовому оздоровлению РБ письмом № 01-16-537 от 13.04.2007г. в расторжении соглашения о реструктуризации МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» было отказано.

Согласно ст. 28 Федерального закона №83-ФЗ от 09.07.2002г. Решение принимается с согласия кредиторов, но не самими кредиторами, которым предоставлено право инициировать процедуру.

Кроме того, основанием для отмены права на реструктуризацию в данном случае явилось Решение налогового органа от 05.08.204г. о доначислении 115805,64 руб. ЕСН и 20762,11 руб. пени по камеральной проверке за 2003г., т.е. за период до заключения соглашения, тогда как Законом основанием для расторжения соглашения о реструктуризации долгов определено неисполнение текущих обязательств перед кредитором, подписавшим соглашение о реструктуризации долгов.

Пункт 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей также определяет основания для приостановления и прекращения права на реструктуризацию долгов. Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления декларации или дата окончания срока уплаты налога. Квалификация доначисленных сумм за 2003г. как текущие, в правоотношении, определяемом соглашением от 27.02.2004г. не отвечает данным требованиям. Эта позиция подтверждена и в п.8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. №25 «О некоторых вопросах, связанных квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

Вышеизложенное свидетельствует о неправомерности принятого ответчиком уведомления об отмене права на реструктуризацию долгов МУП «Бирский плодопитомнический совхоз».

Поскольку оспариваемое Решение налогового органа №263 от 20.08.2007г. направлено на взыскание реструктурированной задолженности, неправомерность действий налоговой инспекции по отмене права на реструктуризацию влечет и неправомерность решения №263 от 20.08.2007г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.

Решения №1858,1860,1862 от 11.09.2007г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках МИФНС России №13 по РБ приняты в качестве способа обеспечения обязанности по уплате налога, следовательно, указанные решения также подлежат признанию недействительными.

Пункт 2 ст. 76 Кодекса определяет, что Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Согласно п. 3 ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В соответствии с п.6 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах, сроков не завершилось до 01.01.2007г., указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшего до вступления в силу данного закона.

Таким образом, по требованиям от 02.11.2006г. (№19121-19136) 60-дневный срок завершился -13.01.2007г., от 14.11.2006г. (№45028,45029)- 25.01.2007г., от 07.12.2006г. (№51998,51999)- 18.02.2007г., от 08.12.2006г. (№20935-20949)-19.01.2007г., от 13.12.2006г. (№21319)-24.02.2007г. Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) принято 20.08.2007г.

Пунктом 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание за счет имущества должно осуществляться с учетом сумм, в отношении, которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В решении №263 от 20.08.2007г. содержатся требования, оплаченные до его принятия, в т.ч. №1999 от 14.03.2005г., №41035 от 10.08.2006г., №698 от 16.03.2007г.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина в соответствии со ст. 110 Налогового Кодекса РФ относится на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Уточненные требования МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» удовлетворить.

Признать недействительными Решение МИФНС России №13 по РБ №263 от 20.08.2007г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) на сумму 3458401,51 руб., решения МИФНС России №13 по РБ №1858,1860,1862 от 11.09.2007г. Взыскать с МИФНС России №13 по РБ (г.Бирск, ул. Мира, д.66) в пользу МУП «Бирский плодопитомнический совхоз» 8000 руб. сумму государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию согласно ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса РФ в течение месячного срока со дня его принятия, в кассационную инстанцию согласно ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса РФ в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья М.Ф. Раянов