Судебная практика

Решение от 2007-10-29 №А28-8433/2007. По делу А28-8433/2007. Кировская область.

Решение

«23» октября 2007 года Дело А28-8433/07-365/21

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кулдышева О.Л.

при ведении протокола судебного заседания судей Кулдышевым О.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Котельнического МУП «Городские бани»

к Сберегательному банку России ОАО, филиалу ОАО АК Сберегательный банк РФ Котельничское отделение № 1461, Межрайонной ИФНС РФ № 8 по Кировской области, ГУ Управление ПФ РФ в Котельническом районе Кировской области

о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области, оформленного письмом № 11-44/20011 от 30.08.2007г. об отказе в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 19 787 руб. 00 коп., 1 769 руб. 00 коп. и обязании налогового органа произвести возврат указанных сумм страховых взносов

в заседании участвуют:

от заявителя: Чайка О.В. – и.о. директора;

от ответчика: Зыков В.А. – представитель от ОАО АК Сберегательный банк РФ по доверенности от 15.04.2005г., представители от налогового органа и пенсионного фонда не явились, извещены надлежащим образом

Установил:

Котельничское Муниципальное унитарное предприятие «Городские бани» обратилось в арбитражный суд с требованием к филиалу ОАО АК Сберегательный банк РФ Котельничское отделение № 1461, Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области, ГУ Управление ПФ РФ в Котельничском районе Кировской области о признании недействительным решения МРИ ФНС РФ № 8 по Кировской области, оформленного письмом № 11-44/20011 от 30.08.2007г. об отказе в возврате ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 19 787 руб. 00 коп., 1 769 руб. 00 коп., а также об обязании налогового органа возвратить данные суммы.

Котельничское МУП «Городские бани» заявлением от 18.10.2007г. просит исключить из числа ответчиков Сберегательный банк России ОАО, филиал АК Сберегательного банка РФ ОАО Котельничское отделение № 1461, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе Кировской области, просит возложить расходы по госпошлине на Межрайонную ИФНС РФ № 8 по Кировской области.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде отказаться от заявленных требований.

Отказ истца не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц, принят судом.



Производство по делу в отношении ответчиков: Сберегательный банк России ОАО, филиал АК Сберегательного банка РФ ОАО Котельничское отделение № 1461, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе Кировской области подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на заявление, где требования заявителя не признает, просит суд отказать в их удовлетворении, также просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

Суд в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствии представителя ответчика.

Из материалов дела следует:

Платежными поручениями № 15 от 21.06.2007г. на сумму 19 787 руб. 00 коп., № 21 от 19.07.2007г. на сумму 1 768 руб. 00 коп. Котельничское МУП «Городские бани» просило Кировское ОСБ 8612 г.Кирова перечислить на счет № 18210202010061000160 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области (получатель УФК по Кировской области – МРИ ФНС РФ № 8 по Кировской области, назначения платежа ЕСН, страховая часть обязательного пенсионного страхования за январь-май 2007г., за июнь 2007г.), однако указанные денежные суммы были перечислены Котельничским отделением № 1461 Сбербанка РФ на счет № 18210202020061000160 на накопительную часть обязательного пенсионного страхования.

Предприятие обратилось с заявлениями № 22 от 28.08.2007г. в МРИ ФНС РФ № 8 по Кировской области о возврате ошибочно перечисленных платежей.

Налоговый орган в письме № 11-44/20011 от 30.08.2007г. отказал заявителю в возврате указанных сумм страховых взносов.

Заявитель, не согласившись с принятым Решением налоговой инспекции, обратился в суд с заявлением о признании его недействительным, также просит суд обязать налоговый орган возвратить данные суммы.

Ответчик требования заявителя не признает. Считает, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, порядок его проведения, не предусмотрены правовые основания для проведения налоговым органом зачета (возврата) данных страховых взносов. Статья 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ возлагает на налоговые органы лишь обязанность по осуществлению контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Кроме того, в обоснование своей позиции указывает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога (сбора), закрепленного в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

В обосновании своих доводов и возражений стороны представили письменные пояснения и документы.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 этого Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.



Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи, с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 НК РФ.

В соответствии с пунктами 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 ст. 78 НК РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При этом указанная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 года № 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 года № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены (в том числе и вследствие неверного указания КБК).

Кроме того, действующее законодательство не ставит признание обязанности плательщика взносов по их перечислению исполненной в зависимости от правильности указания в платежном документе на перечисление взносов кода бюджетной классификации.

Таким образом, довод ответчика о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, противоречит вышеназванным нормам законодательства.

Учитывая изложенное, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 197, 200, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным решения МРИ ФНС РФ № 8 по Кировской области, оформленного письмом № 11-44/20011 от 30.08.2007г. об отказе в возврате ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 19 787 руб. 00 коп., 1 769 руб. 00 коп.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 8 по Кировской области возвратить Котельничскому Муниципальному унитарному предприятию «Городские бани» уплаченные страховые взносы в сумме 19 787 руб. 00 коп., 1 769 руб. 00 коп

Производство по делу в отношении ответчиков: Сберегательный банк России ОАО, филиал АК Сберегательного банка РФ ОАО Котельничское отделение № 1461, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Котельничском районе Кировской области прекратить.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 8 по Кировской области (612600, Кировская область, г. Котельнич, ул. К.Маркса, 8) в пользу Котельничского Муниципального унитарного предприятия «Городские бани» государственную пошлину в размере 500 руб. 00 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Судья О.Л. Кулдышев