Судебная практика

Решение от 21 декабря 2007 года № А07-17989/2007. По делу А07-17989/2007. Республика Башкортостан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а

Именем Российской Федерации Решение г. Уфа

21 декабря 2007 года Дело № А07-17989/2007-А-РМФ

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Раянова М.Ф., при ведении протокола судебного заседания судьей Раяновым М.Ф.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Здоровье-Сервис» к МИФНС России №27 по РБ

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст.14.5 КоАП Российской Федерации,

при участии в заседании:

от заявителя: Латыпов Д.М., доверенность от 15.11.2007г.

от ответчика: Зиятдинов А.Ф., доверенность от 10.01.2007г.

Муниципальное унитарное предприятие «Здоровье-Сервис» обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением к МИФНС России №27 по РБ о признании незаконным и отмене постановления от 09 ноября 2007 года №08-289.

Как следует из материалов дела, 06 ноября 2007г. МИФНС России №27 по РБ проведена документальная проверка МУП «Здоровье-Сервис», расположенного по адресу : г.Туймазы, ул.Островского, 10а, по вопросу соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Проверкой установлено, что 16 сентября 2007 года при осуществлении наличных денежных расчетов за оказываемые населению услуги, директором МУП «Здоровье-Сервис» Тухватшиным И.Ш. самовольно был издан приказ №60-П, согласно которому в связи с поломкой кассового аппарата 16.09.2007г. в 15 час.30 мин. был разрешен сбор денежных средств в кассу с записью в журнале клиента.

По результатам проверки составлен акт проверки 06.11.2007г. №5 и протокол об административном правонарушении №08-289 от 07.11.2007г.

На основании материалов проверки МИФНС России №27 по РБ вынесено Постановление №08-289 от 09.11.2007 г. о привлечении МУП «Здоровье-Сервис» к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей на основании ст.14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).

С принятым Постановлением заявитель не согласен, указывает на то обстоятельство, что вина юридического лица в совершенном административном правонарушении отсутствует, поскольку денежные средства учитывались в журнале клиентов, ссылается, что налоговым органом при назначении административного наказания не учтены смягчающие обстоятельства.



Ответчик с заявителем не согласен считает оспариваемое Постановление законным.

Проверив оспариваемое Постановление ответчика в порядке ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.2 Федерального Закона Российской Федерации №54-ФЗ от 22.05.03г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, субъектом административных правоотношений в данном случае является юридическое лицо.

Согласно ст.5 названного Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007г. №116-ФЗ).

Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов.

В целях соблюдения этого порядка в данном случае организацией должны исполняться положения Федерального Закона Российской Федерации №54-ФЗ от 22.05.03г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники регулируется Положением “Об осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения кассовой техники“, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005г. № 171.

При этом к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, названным Положением отнесены квитанции и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению, формы которых утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995г. № 16-00-30-33 в качестве бланков строгой отчетности утверждены формы документов, используемых предприятиями всех форм собственности для учета наличных денежных средств при расчетах с населением за оказание всех видов бытовых услуг, определенных в Общероссийском классификаторе услуг населению, без применения контрольно-кассовых машин.

Налично-денежная выручка согласно записи журнала клиента с 16.09.2007г. по 17.09.2007г. составила 15960 руб.

Таким образом, заявитель, оказывая услуги населению, должен был использовать при наличных расчетах с населением бланк строгой отчетности либо контрольно-кассовый чек. Журнал записи клиентов не является бланком строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов.

Из договора №131 от 13.12.2006г. на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники следует, что у заявителя имеются две контрольно-кассовые машины АМС-100К (касса бани) и Орион-100К (касса бара).

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по применению контрольно-кассовой техники, поскольку им не было обеспечено соблюдение требований Закона от 22.05.03г. №54-ФЗ. Как видно из материалов дела, директору МУП «Здоровье-Сервис» Тухватшину И.Ш. было заранее известно о неисправности контрольно-кассовой техники, но не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением (прекращение работы в случае поломки ККМ).



Кроме того, в материалах дела имеется заявление в МИФНС России №27 по РБ от Янгировой А.Г. – банщицы МУП «Здоровье-Сервис», в котором подтвержден факт неоднократного неприменения кассового аппарата.

Данные обстоятельства свидетельствуют о неоднократности совершенного правонарушения и о неисполнении обязанностей по организации надлежащей кассовой дисциплины, применяемой при осуществлении наличных денежных расчетов, по созданию надлежащих условий для применения работниками кассовой машины, об отсутствии надлежащего контроля за работой на предприятии.

Таким образом, заявителем не представлено доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения правил применения контрольно-кассовой техники.

При этом обстоятельства неприменения ККМ (ее отсутствие, поломка и другие) на квалификацию содеянного не влияют.

Согласно п.1 и п.3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное наказание, с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

При наложении административного штрафа на МУП «Здоровье-Сервис» были учтены характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. С учетом этих обстоятельств был наложен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст.14.5 КоАП РФ – 30000 рублей. Назначение наказания ниже низшего предела не допускается.

Иных оснований для освобождения МУП «Здоровье-Сервис» от административной ответственности не установлено.

Учитывая изложенное, факт совершенного правонарушения - неприменения контрольно-кассовой техники – кассовой машины при осуществлении наличных расчетов, подтверждается материалами дела.

Указывая на малозначительность данного правонарушения, заявитель не учитывает положения абзаца 1 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2004г. №16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“, согласно которым административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.

На основании изложенного, суд находит Постановление МИФНС России №27 по РБ №08-289 от 09.11.2007 г. о привлечении МУП «Здоровье-Сервис» к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей на основании ст.14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации соответствующим требованиям законодательства.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления МУП «Здоровье-Сервис» о признании незаконным и отмене постановления МИФНС России №27 по РБ №08-289 от 09.11.2007 г. о привлечении к административной ответственности по ст.14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию согласно ст.206 Арбитражного процессуального кодекса РФ в течение десяти дней со дня его принятия, в кассационную инстанцию согласно ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса РФ в срок, не превышающих двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac. arbitr.ru или федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья М.Ф.Раянов