Судебная практика

Решение от 2011-03-24 №А71-13527/2010. По делу А71-13527/2010. Удмуртская Республика.

Решение

Дело № А71-13527/2010

«24» марта 2011г. А24

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2011г.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2011г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики

в составе судьи *.*. Кудрявцева,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания *.*. Шемякиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление №804 при Федеральном агентстве специального строительства», г.Сарапул



к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Удмуртской Республике, г.Сарапул

о признании действий налогового органа незаконными

при участии в заседании:

от заявителя: – ведущий юрисконсульт Саяпина *.*. по доверенности от 16.12.2010г., главный бухгалтер Сергеева *.*. по доверенности от 27.01.2011г.;

от ответчика: государственный налоговый инспектор Зайнетдинов *.*. по доверенности №31 от 18.01.2011г.;

Установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление №804 при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – ФГУП СУ 804, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республике с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, инспекция), выразившихся в отказе по списанию задолженности указанной в Справке №26085 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06.10.2010г.

Налоговый орган с требованиями заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд Установилследующее.

ФГУП СУ 804 налоговым органом была выдана справка за №26085 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06.10.2010г., в которой указана числящаяся за налогоплательщиком задолженность по налогам, пеням и штрафам.



Заявитель полагая, что указанные суммы являются безнадежными к взысканию, обратился в налоговый орган с заявлением о списании данной задолженности.

09 ноября 2010г. Межрайонной ИФНС №5 по УР в адрес налогоплательщика был направлен ответ за №09-42/16018, в котором сообщалось, что оснований для признания недоимки безнадежной не имеется, соответственно, и оснований для списания недоимки также не имеется.

Считая, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе по списанию задолженности незаконными и нарушающими права налогоплательщика, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований ФГУП СУ 804 указало на то, предприятие не имеет задолженности по уплате налогов, в связи с чем, включение в справку задолженности по пени, штрафам и процентам является необоснованным. Кроме того, налоговым органом пропущен срок для взыскания задолженности по налогам, на которую начислены пени, штрафы и проценты, указанные в справке №26085, и соответственно, указанное обстоятельство является основанием для списания имеющейся задолженности как безнадежной к взысканию.

Налоговый орган с доводами заявителя не согласен в связи с тем, что указанная в справке задолженность по штрафам и пеням у налогоплательщика образовалась частично по состоянию на 01.01.2004г., указанная задолженность отражена в лицевой карточке как «входящее сальдо», частично после 01.01.2004г. до октября 2007г. Инспекцией применялись все предусмотренные налоговым законодательством меры по взысканию указанной задолженности, однако в связи с истечением срока хранения документов, подтверждающих взыскание задолженности, указанные документы были уничтожены. Таким образом, несмотря на применение всех мер инспекцией к взысканию задолженности, заявителем не исполняются надлежащим образом обязательства по погашению имеющейся задолженности по пени. Кроме того, инспекция не обладает соответствующими полномочиями по списанию задолженности, поскольку ст.59 НК РФ регламентирован порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию. Инспекция также указывает, что взыскание задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005г. №САЭ-3-01/138@.

В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме №39-1 (приложение 7 к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 г. №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению») справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме №39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных ко взысканию платежей.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

ФГУП СУ 804 налоговым органом была выдана Справка №26085 о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06.10.2010г.

Как следует из представленного, Межрайонной ИФНС России №5 по УР, отзыва, часть задолженности указанной в справке налогоплательщиком погашена, в связи с чем, задолженность ФГУП СУ 804 перед бюджетом составляет:

пени по налогу на прибыль организаций в УР в размере 72188 руб. 12 коп.,

пени по налогу на доходы физ. лиц в размере 123811 руб. 45 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 968869 руб.46 руб.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 55733 руб. 57 коп.,

пени по НДС в размере 2352479 руб. 54 коп.,

штрафа по НДС в размере 103803 руб. 10 коп.,

пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 96268 руб. 91 коп.,

пени по взносам в ПФ РФ в размере 1039628 руб. 94 коп.,

пени по взносам в ФФОМС в размере 0,09 руб.,

пени по взносам в ТФОМС в размере 16117 руб. 92 коп.,

пени по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 76231 руб. 28 коп.,

пени по ЕСН в ФБ в размере 1547223 руб. 02 коп.,

пени по ЕСН в ФФОМС в размере 8547 руб. 05 коп.,

пени по ЕСН в ТФОМС в размере 290658 руб. 54 коп.,

штраф по ЕСН в ТФОМС в размере 12,01 руб.

Указанная задолженность образовалась в части до 01.01.2004г. и в части после 01.01.2004 г. до октября 2007г.

Статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрена процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам. Указанная процедура должна осуществляться налоговым органом последовательно, в установленные указанными статьями сроки.

Налоговым органом в ходе судебного разбирательства были даны объяснения о том, что инспекцией были предприняты все меры установленные законодательством по взысканию задолженности, а именно, налогоплательщику направлялись требования об уплате, выносились решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банках и направлялись инкассовые поручения в банки в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Вместе с тем, в подтверждение указанных обстоятельств налоговым органом был представлен Акт №4 от 25.11.2010г. о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению. Согласно указанного акта документы, подтверждающие взыскание недоимки за 2004г. были уничтожены, в связи с утратой практического значения.

Кроме того, налоговым органом представлено Постановление №21 от 15.12.2004г. о взыскании налогов, сборов за счет имущества ФГУП СУ 804.

Однако, доказательств направления указанного постановления судебному приставу-исполнителю налоговый орган не представил.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли Решение или совершили действия.

Таким образом, в нарушение указанных норм налоговым органом не представлено доказательств того, что инспекцией предпринимались меры по принудительному взысканию задолженности по пени, отраженных в Справке о состоянии расчетов за период с 2004 по 2007г., установленных статьями 46,47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, судом учтено и то, что поскольку взыскание пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, однако указанное обстоятельство не снимает с инспекции возложенной на нее обязанности по представлению доказательств законности совершения своих действий.

В связи с тем, что инспекция указала в справке на наличие у организации задолженности по пеням по страховым взносам по обязательное пенсионное страхование, поэтому именно она и должна представить доказательства своевременного принятия уполномоченным органом мер по принудительному взысканию данных пеней.

Также, налоговым органом доказательств того, что им предпринимались меры по взысканию спорной задолженности в судебном порядке не представлено.

Как указывалось выше, сведения указанные в справке должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, однако нормами налогового законодательства не предусматривается не отражение налоговым органом в справке о состоянии расчетов с бюджетом сумм задолженности, по которым не приняты меры по принудительному взысканию задолженности.

Заявитель полагает, что, поскольку взыскание задолженности указанной в справке по пени и штрафам является неправомерным ввиду пропуска срока, соответственно, указанная задолженность должна быть признана безнадежной по взысканию и подлежащей списанию.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлены основания для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.

В соответствии с п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

Приказом ФНС России от 19.08.2010г. №ЯК-7-8/393@ (далее - Приказ) утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень).

Согласно п. 1 Порядка списанию подлежат недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым Решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ (далее - задолженность), списанию также подлежит задолженность по процентам, предусмотренным гл. 9, а также ст. 176.1 НК РФ.

Таким образом, признание недоимки безнадежной к взысканию не является обязанностью налогового органа в силу ст. 32 НК РФ и может быть произведено только в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Приказом ФНС России от 19.08.2010г. №ЯК-7-8/393@.

Право налогоплательщика требовать признания налоговым органом недоимки безнадежной и списания ее ни налоговым кодексом, ни другими актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено.

На основании изложенного с учетом норм статьи 33 НК РФ, согласно которым должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законными, суд полагает, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию, в связи с чем их списывать, следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Решил:

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Удмуртской Республики при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья *.*. Кудрявцев