Судебная практика

Требования Фонда социального страхования в части капитализации дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, их медицинской и социальной реабилитацией, правомерно включены в реестр требований кредиторов первой очереди. По делу. Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 25 августа 2005 года апелляционную жалобу конкурсного управляющего КГУПРСП “К“ С. на определение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2005 по делу N А29-2127/05-3759/04-3Б, принятое судьей Каменевым *.*.,

установил:

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19 мая 2005 года установлены требования ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по капитализированным платежам в сумме 15 774 700,59 руб., данная сумма включена в первую очередь реестра требований кредиторов.

Не согласен с принятым судебным актом конкурсный управляющий КГУПРСП “К“, в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.

По мнению заявителя, расчет
капитализированных платежей, произведенный Фондом социального страхования и принятый судом первой инстанции, ошибочно произведен на основании Методики расчета капитализированных платежей, в связи с тем, что согласно статье 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации, Методика, вопреки данной норме Закона утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ.

Кроме того, конкурсный управляющий полагает, что положения Методики противоречат вышеуказанной норме закона, в которой не предусмотрена возможность применения каких-либо коэффициентов и капитализация дополнительных расходов страховщика.

ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу указывает на необоснованность доводов заявителя, считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми поддерживает доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверка законности принятого определения осуществлена в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на апелляционную жалобу, пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2004 КГУПРСП “К“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении данного предприятия открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена С.

В связи с тем, что должник признан несостоятельным (банкротом), Фонд заявил об установлении требования в порядке ст. 100 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ в размере 15 744 700,59 руб. капитализированных платежей, подлежащих выплате гражданам, пострадавшим от несчастного случая
на производстве (конкурсный управляющий не имеет возражений относительно количества граждан, указанных в расчете кредитора).

Согласно пункту 3 статьи 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 127-ФЗ при наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В материалах дела имеются заявления граждан о согласии на переход права требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации в лице ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

Согласно части 1 статьи 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 127-ФЗ определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.

Будучи специальным законом, Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ вместе с тем не определяет порядок расчета капитализированных платежей лицам, имеющим право на их получение в случае смерти пострадавших в результате наступления страховых случаев.

Рассчитывая размер своих требований, Фонд правомерно руководствовался действующими на момент признания должника банкротом и капитализации платежей законодательством и правовыми актами.

Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, определен Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний“ N 125-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 названного Закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основано на Конституции Российской Федерации и состоит из самого указанного Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации юридического лица - страхователя оно обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Этот порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, в соответствии с пунктом 4 которого конкурсный управляющий обязан рассчитать размер капитализированных платежей в соответствии с Методикой расчета капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72 по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Данная Методика соответствует положениям, содержащимся в статье 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что в объем возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, включаются как утраченный потерпевшим заработок, так и дополнительные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлена нуждаемость в этом потерпевшего.

Капитализация средств направлена на резервирование сумм в возмещение вреда на будущее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.01 N 332 утвержден “Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний“.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных, предусмотренных законом случаях, осуществляется путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Виды обеспечения по страхованию установлены в пункте 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ и включают в себя оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного.

Позиция ВАС РФ, изложенная в Постановлении Президиума от 14.12.2004 по делу 6287/04, сводится к тому, что при расчетах суммы капитализированных платежей, подлежащей взысканию в пользу Фонда социального страхования, следует руководствоваться положениями Методики, в том числе и при определении размера капитализируемых платежей на оплату дополнительных расходов.

Верховным Судом Российской Федерации 08.10.2003 при принятии решения по делу N ГКПИ 03-1056 по заявлению конкурсного управляющего ОАО “К“ о признании недействующими пункта 2 Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863, и пункта 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863 сделаны выводы о том, что при определении размера требований граждан в соответствии со ст. 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ следует принимать во внимание требования данной нормы права о том, что определение порядка и условий капитализации соответствующих повременных платежей отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

Таким образом, судом первой инстанции сделан
правильный вывод о том, что требование Фонда в полном размере, в том числе и в части капитализации дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, их медицинской и социальной реабилитацией, подлежит включению в реестр требований кредиторов первой очереди.

Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Председательствующий

*.*. ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи

*.*. ГОРБАТОВ

*.*. ТУГАРЕВ