Судебная практика

Об оспаривании предписания на устранение нарушений требований пожарной безопасности. По делу . Республика Коми.

(извлечение)

23 ноября 2007 года

(дата оглашения резолютивной части решения)

29 ноября 2007 года (дата изготовления решения в полном объеме)

Судья Арбитражного суда Республики Коми, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Фирма “Овен-Авто“

К отделу государственного пожарного надзора г. Сыктывкара

О признании недействительным предписания N 211 от 17.07.2007,

при участии:

от заявителя:

от ответчика:

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Фирма “Овен-Авто“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N 211 от 17 июля 2007 года, вынесенного государственным инспектором Отдела государственного пожарного надзора г. Сыктывкара.

Ответчик с требованиями не согласен, возражения изложены в представленном отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующее.

19.06.2007 директор Общества обратился в отдел государственного пожарного надзора по г. Сыктывкару о выдаче сведений о состоянии пожарной безопасности на объекте, находящемся по адресу г. Сыктывкар, ул. Гаражная, 1.

На основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора г. Сыктывкара N 310 от 16 июля 2007 года в период с 16 по 18 июля 2007 года проведено плановое мероприятие по контролю на имущественном комплексе ООО “Фирма “Овен-Авто“ по адресу: г. Сыктывкар, ул. Гаражная, 1.

По результатам проведенной проверки 18 июля 2007 составлен акт N 281 года и в адрес руководителя вынесено предписание N 211 на устранение нарушений требований пожарной безопасности.

Обществу предписано выполнить следующие мероприятия:

Вывесить указатель с категорией взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по Правилам устройства электроустановок, которые обозначить на дверях помещения (котельная) - основание: п. 33 ППБ 01-03;

Дв клетки оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах - основание: п. 34 ППБ 01-03; п. 6.18 СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений“;

Категорически запретить закрывание на замки, которые не могут быть открыты изнутри без ключа, двери эвакуационных выходов - основание: п. 52, 53 ППБ 01-03;

Убрать и не допускать хранение клеткой вещей и других горючих материалов - основание: п. 40 ППБ 01-03;

Выполнить заполнения оконного проема между АБК и пристройкой для размещения специализированного непродовольственного магазина салона “Газ“ не ниже 2-го типа в противопожарных преградах противопожарным окном с пределом огнестойкости не ниже Е 30 на первом этаже - основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 5.14 СНиП 21-01-97, п. 1.25 СНиП 2.09.04-87;

Выполнить части помещений различных классов функциональной пожарной опасности АБК и пристройки для размещения специализированного непродовольственного магазина - салона “Газ“, не разделенные между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости противопожарными преградами, с заполнением дверных проемов не ниже 2-го типа в противопожарных преградах, противопожарными дверями с пределом огнестойкости не ниже EL 30 - основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 5.14, п. 7.4 СНиП 21-01-97.

Указанное предписание получено директором управляющей организации Общества 18 июля 2007 года, что подтверждается его подписью.

Оспаривая вынесенное предписание в полном объеме, обществом указывается, что указанный ненормативный акт не соответствует действующему законодательству и незаконно возлагает на общество обязанности по следующим основаниям:

С нарушениями требований п. 33, 34, 40, 52 ППБ 01-03 “Правил пожарной безопасности в Российской Федерации“, выявленными при проверке, Общество согласилось, устранив последние, о чем сделана соответствующая отметка о выполнении. Однако, Заявитель считает указание в предписании первых четырех мероприятий незаконным, в связи с тем, что на момент его вынесения последние были выполнены.

Мероприятия, указанные в пунктах 5 - 6 предписания, незаконны в силу неправильного применения органом государственного пожарного надзора норм материального права - п. 7.4 СНИиП 21-01-97.

Заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “О пожарной безопасности“ от 21.12.1994 N 69-ФЗ, государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Пунктом 2 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 132 предусмотрено, что предписание органа государственного пожарного надзора - обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени органа ГПН юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности, приостановлению полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведению отдельных видов работ, устранению нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятию их с производства, прекращению выпуска или приостановлению реализации товаров (работ, услуг).

В предписание включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленные для соответствующих этапов создания и эксплуатации объекта контроля (надзора).

О выполненных мероприятиях в акте производится соответствующая запись, а в предписании делаются отметки о выполнении.

В соответствии с п. 15, 16 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 132 (далее - Инструкция) надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю.

Проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся с целью контроля за выполнением обязательных требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) (п. 18).

Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН.

Согласно п. 50 Инструкции при осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений государственных инспекторов, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе:

выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

содержание территории, зданий, сооружений и помещений;

состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

правильность монтажа и эксплуатации инженерного оборудования;

содержание систем и средств противопожарной защиты;

готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами, в том числе на основе договоров с ГПС МЧС России;

организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

наличие лицензии у организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности;

наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата или декларации соответствия);

наличие у изготовителей (поставщиков) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

соответствие на строящихся и реконструируемых объектах выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

52 Инструкции предусмотрено, что по результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт в двух экземплярах.

В акте отражается краткая характеристика пожарной опасности объекта, а также результаты мероприятия по контролю.

К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, другие документы или их копии, подтверждающие результаты мероприятия по контролю.

При выявлении в результате мероприятия по контролю административного правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе не выполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять все меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможной угрозы жизни, причинения вреда здоровью людей, имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности (п. 54 Инструкции).

В случае выявления административного правонарушения государственный инспектор составляет протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и дает предписание об устранении выявленных нарушений, составленные в двух экземплярах (п. 55).

В соответствии с п. 59 раздела 9 “Оформление результатов мероприятий по контролю“ Инструкции установлена обязанность совершения отметки в предписании о выполненных мероприятиях.

При проведении проверки проверяющим выявлены нарушения правил пожарной безопасности (в здании, принадлежащем Обществу), которые включены в перечень мероприятий, необходимых для устранения нарушений в срок до 10.07.2008.

Указание пунктов 1 - 4 (устраненных мероприятий) в предписании не возлагает на Общество незаконные обязанности и не создает препятствий в осуществлении им предпринимательской деятельности. Общество должно выполнять законодательство о пожарной безопасности. Предписание в указанной части не может быть признано незаконным.

Согласно п. 52 Инструкции по результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт, в котором отражается краткая характеристика пожарной опасности объекта.

Как установлено проверкой, ООО “Фирма “Овен-Авто“ располагается в двухэтажном здании второй степени огнестойкости, кровля плоская, подвала нет, отопление - котельная, освещение электрическое, несущие стены и перегородки кирпичные, перекрытия железобетонные.

В ходе проверки, на основании п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (ППБ-01-03), государственным инспектором установлено нарушение пункта 1.25 СНиП 2.09.04-87 и пункта 7.4 СНиП 21-01-97, устанавливающих определенные требования пожарной безопасности для объектов, состоящих из частей, относящихся к различным классам функциональной пожарной опасности.

В соответствии с п. 7.4 СНиП 21-01-97 части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Пунктом 5.17 СНиП 21-01-97 установлено, что класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением и особенностями размещаемых в них технологических процессов.

В соответствии с п. 5.21 СНиП 21-01-97 здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества. Указанным пунктом определен исчерпывающий перечень зданий, помещений и их частей, подразделяющихся на классы по функциональной пожарной опасности. (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5).

Из представленного ответчиком отзыва следует, что Здание АБК, в котором располагаются офисы Общества, и в котором осуществляется торговля непродовольственными товарами, по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф 4.3. - Учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления (помещения в этих зданиях используются в течение суток некоторое время, в них находится, как правило, постоянный, привыкший к местным условиям контингент людей определенного возраста и физического состояния): Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научно-исследовательские организации, банки, конторы, офисы.

Здание, в котором осуществляется торговля автомобилями, по своей функциональной пожарной опасности относится к классу Ф3.1 (Предприятия торговли).
< функциональной пожарной опасности также косвенно свидетельствует запись на объект права в свидетельстве о государственной регистрации права 11А N 471070 от 20.04.2007 - нежилое здание АБК площадью 851,2 кв.м с пристройкой для размещения специализированного непродовольственного магазина-салона “Газ“ (Литер В, В1, В2).

В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В материалах проверки, оформленной актом от 18.07.2007, и в выданном руководителю предписании N 211 от 18.07.2007 отсутствуют доказательства того, что части принадлежащего Обществу здания и помещений в нем относятся к различным классам функциональной пожарной опасности.

Суду также не представлено доказательств того, что помещения в здании, находящемся по адресу: г. Сыктывкар, ул. Гаражная, 1, имеют различные классы функциональной пожарной опасности в зависимости от способа их использования, в каких из помещений указанного здания производится реализация непродовольственных товаров, а в каких нет.

При таких обстоятельствах выданное обществу предписание N 211 от 18 июля 2007 года неправомерно в части.

В соответствии с п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить в части.

Признать Предписание N 211 от 18.07.2007 “на устранение нарушений требований пожарной безопасности“, вынесенное инспектором отдела государственного пожарного надзора г. Сыктывкара в отношении Общества с ограниченной ответственностью “Фирма “Овен-Авто“ недействительным (незаконным) в части выполнения мероприятий, изложенных в п. 5.6.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Фирма “Овен-Авто“ госпошлину в доход федерального бюджета в сумме XXXX руб.

Взыскать с Отдела государственного пожарного надзора г. Сыктывкара госпошлину в доход федерального бюджета в сумме XXXX руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

На решение в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья

Арбитражного суда

Республики Коми