Судебная практика

Решение от 12 октября 2001 года № 3-66-2001. Решение от 12 октября 2001 года. Республика Коми.

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего Кретова В.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 октября 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению подпунктов 1, 2, 4 п. 1 в части употребления терминов “Совет муниципального образования“, “глава муниципального образования“; п. 10 в части употребления термина “глава муниципального образования“; подпункта 1 п. 11 в части употребления термина “Совет муниципального образования“; п. 12 в части употребления термина “администрация муниципального образования“; пункт 1 абзаца 2 п. 13 в части употребления термина “Совет муниципального образования“ Положения о порядке государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований в Республике Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 сентября 1998 года N 1-13/24 “Об утверждении порядка государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований“ в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 20 июня 2001 года N 2-7/140,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению подпунктов 1, 2, 4 п. 1 в части употребления терминов “Совет муниципального образования“, “глава муниципального образования“; п. 10 в части употребления термина “глава муниципального образования“; подпункта 1 п. 11 в части употребления термина “Совет муниципального образования“; п. 12 в части употребления термина “администрация муниципального образования“; пункта 1 абзаца 2 п. 13 в части употребления термина “Совет муниципального образования“ Положения о порядке государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований в Республике Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 сентября 1998 года N 1-13/24 “Об утверждении порядка государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований“ в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 20 июня 2001 года N 2-7/140. В обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства приведенные нормы Положения ограничивают права местного самоуправления в области организации системы его органов.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.

Государственный Совет Республики Коми направил в суд письменные возражения, в которых ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя и при этом полагал, что заявление прокурора подлежит оставлению без рассмотрения.

Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.

Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно п. “н“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст. 3), “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ оспариваемых прокурором подпунктов 1, 2, 4 п. 1 в части употребления терминов “Совет муниципального образования“, “глава муниципального образования“; п. 10 в части употребления термина “глава муниципального образования“; подпункта 1 п. 11 в части употребления термина “Совет муниципального образования“; п. 12 в части употребления термина “администрация муниципального образования“; пункта 1 абзаца 2 п. 13 в части употребления термина “Совет муниципального образования“ Положения о порядке государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований в Республике Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 сентября 1998 года N 1-13/24 “Об утверждении порядка государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований“ в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 20 июня 2001 года N 2-7/140 применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что эти нормы не соответствуют федеральному законодательству о местном самоуправлении, поскольку содержат правовые предписания, непосредственно ограничивающие самостоятельность местного самоуправления в области организации системы его органов.

В частности, в указанных нормах Положения на импера прописаны наименование выборного органа местного самоуправления (Совет муниципального образования), исполнительного органа местного самоуправления (администрация муниципального образования) и должностного лица, возглавляющего администрацию (глава администрации муниципального образования).

Такое правовое регулирование не согласуется с основанными на ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации требованиями Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 14, 15, 17, 18), в соответствии с которыми местное самоуправление есть самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои, не входящие в систему органов государственной власти, органы вопросов местного значения.

Основным и обязательным органом местного самоуправления является выборный (представительный) орган, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. При этом структура и порядок формирования представительного органа местного самоуправления и его наименование могут быть предусмотрены исключительно в уставе муниципального образования, самостоятельно разработанном непосредственно этим образованием, внесенным в им же определенном порядке для принятия и принятым представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.



Таким образом, приведенные выше положения Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями исключили возможность правового вмешательства субъектов Российской Федерации в процесс принятия уставов муниципальных образований и, как следствие, установили для них прямой запрет на осуществление собственного правового регулирования в области формирования представительного органа местного самоуправления, определения его структуры и наименования.

Предусмотренное в утвержденном Государственным Советом Республики Коми Положении обязательное наличие исполнительных органов (администраций) муниципальных образований, непосредственно осуществляющих управление на территориях этих муниципальных образований, и установление наименования лица, возглавляющего администрацию, также не может быть признано соответствующим требованиям Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Так, из содержания ст. 6, 8, 14, 16, 17, 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями следует, что структура и порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а равно наименование должностных лиц местного самоуправления, их статус и компетенция указываются непосредственно в уставах муниципальных образований, разрабатываемых и принимаемых муниципальными образованиями самостоятельно. При этом в уставах муниципальных образований данные органы и должностные лица могут быть, как предусмотрены, так и не предусмотрены, т.к. эти образования могут иметь и иные, не указанные в Законе, исполнительные органы местного самоуправления.

В связи с тем, что местное самоуправление в пределах указанных полномочий самостоятельно и реализует эти полномочия независимо от органов государственной власти, субъекты Российской Федерации в силу Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 5, 7) не вправе принимать нормативные правовые акты, кото детально - правовой регламентации предписывают муниципальным образованиям формировать именно те исполнительные органы местного самоуправления и предусматривать в уставах наличие именно тех должностных лиц, которые указаны в этих актах.

Данные акты могут, в частности, содержать только общие положения о праве местного самоуправления на формирование своих выборных и других органов без какого-либо вмешательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, определять с точки зрения действующего федерального и не противоречащего ему регионального законодательства пределы полномочий этих органов и должностных лиц, минимальные и предельные сроки осуществления этих полномочий, порядок проведения выборов должностных лиц местного самоуправления.

Несоблюдение же субъектами Российской Федерации изложенных правил нормотворчества является безусловным основанием для признания (полностью или в части) принятых ими нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, противоречащими федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах суд считает, что подпункты 1, 2, 4 п. 1 в части употребления терминов “Совет муниципального образования“, “глава муниципального образования“; п. 10 в части употребления термина “глава муниципального образования“; подпункт 1 п. 11 в части употребления термина “Совет муниципального образования“; п. 12 в части употребления термина “администрация муниципального образования“; пункт 1 абзаца 2 п. 13 в части употребления термина “Совет муниципального образования“ Положения о порядке государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований в Республике Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 сентября 1998 года N 1-13/24 “Об утверждении порядка государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований“ в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 20 июня 2001 года N 2-7/140 подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и по мотивам неотносимости их к закону Республики Коми недействительными, не порождающими правовых последствий с момента утверждения.

В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента утверждения указанных норм Положения о порядке государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований в Республике Коми подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента утверждения подпункты 1, 2, 4 п. 1 в части употребления терминов “Совет муниципального образования“, “глава муниципального образования“; п. 10 в части употребления термина “глава муниципального образования“; подпункт 1 п. 11 в части употребления термина “Совет муниципального образования“; п. 12 в части употребления термина “администрация муниципального образования“; пункт 1 абзаца 2 п. 13 в части употребления термина “Совет муниципального образования“ Положения о порядке государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований в Республике Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 сентября 1998 года N 1-13/24 “Об утверждении порядка государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований“ в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 20 июня 2001 года N 2-7/140.

Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента утверждения указанных норм Положения о порядке государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований в Республике Коми, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 сентября 1998 года N 1-13/24 “Об утверждении порядка государственной регистрации уставов и символики муниципальных образований“ в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 20 июня 2001 года N 2-7/140, подлежит опубликованию в газете “Республика“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий

В.В.КРЕТОВ