Судебная практика

Решение Пермского краевого суда от 15.06.2009 по делу N 3-88/09. Решение от 15 июня 2009 года. Пермский край.

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Швецова К.И., с участием помощника прокурора Пермского края Синевой А.М., при секретаре Жужговой Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 15.06.2009 дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Указа губернатора Пермской области “О возмещении вреда, причиненного объектам животного и растительного мира Пермского края“,

установил:

Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187 утверждены:

Методика исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным уничтожением и повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира Пермского края (пункт 1.1);

Таксы для исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным изъятием, уничтожением и повреждением животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермского края (пункт 1.2).

Данный Указ опубликован в печатном издании “Российская газета“ от 08.10.2003 N 201, а с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства Пермского края от 28.10.2008 N 576-п, - в печатном издании “Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края“ от 01.11.2008 N 18 и является действующим на территории Пермского края.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.4 и 4 Методики исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным уничтожением и повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира Пермского края (далее по тексту - Методика):

разработана на основании федеральных законов от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире“ и предназначена для исчисления размера возмещения вреда, причиненного в результате совершения правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, оказывающих негативное воздействие на естественные места обитания объектов животного и растительного мира в Пермском крае;

применяется при расчете размера возмещения вреда в случае установления факта правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, повлекшего уничтожение или повреждение местообитаний объектов животного и растительного мира Пермского края;

определяет понятия: местообитание объектов животного и растительного мира - земельный участок, являющийся средой обитания диких животных и растений, включая почвенную фауну и флору; категории местообитаний - группы наиболее характерных для Пермского края местообитаний, объединенных по признаку сходства условий для жизни диких животных и растений; уничтожение местообитания - полное уничтожение растительности и плодородного слоя почвы на земельном участке, являющемся местообитанием объектов животного и растительного мира.

При исчислении размера возмещения вреда в соответствии с настоящей Методикой не учитываются объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты и рыболовства (промысловые объекты).

При уничтожении местообитания или деградации (повреждении) среды обитания объектов животного и растительного мира экологический вред определяется путем умножения стоимости единицы площади участка утраченного или деградированного (поврежденного) местообитания на площадь участка, коэффициент степени антропогенной деградации (повреждения), коэффициент экологической значимости территории и рассчитывается по формуле:

У = Си x S x Д x К,

где

У - размер возмещения вреда, вызываемого уничтожением или деградацией (повреждением) среды обитания животных и растений (в рублях);



Си - стоимость единицы площади (1 га, 1 кв. м) исходного местообитания объектов животного и растительного мира до начала хозяйственного воздействия (в рублях), устанавливается по категории местообитания в соответствии с приложением 1 к Методике;

S - площадь участка местообитания, подвергшегося антропогенному (хозяйственному) воздействию (в гектарах или квадратных метрах);

Д - коэффициент степени антропогенной деградации (повреждения) исходного местообитания. Определяется в соответствии с классом состояния местообитаний, представленных в приложении 2 к настоящей Методике.

Размер коэффициента степени антропогенной деградации определяется по одному из представленных в приложении 2 к настоящей Методике показателей состояния местообитаний. Очередность применения показателей состояния местообитаний для каждой категории устанавливается в соответствии с приложением 1 к настоящей Методике.

В порядке очередности, установленной в приложении 1 к настоящей Методике, выбирается один показатель, по которому можно оценить класс состояния местообитания и коэффициент степени антропогенной деградации местообитания. Оставшийся показатель во внимание не принимается. В случае полного уничтожения местообитания коэффициент степени антропогенной деградации принимается равным 1,0;

К - коэффициент экологической значимости территории. Устанавливается в размере:

2,0 - для особо охраняемых природных территорий регионального значения, местообитаний объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Пермского края;

1,5 - для территорий иной категории защитности, предусмотренных статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, местообитаний объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Пермского края;

1,0 - для всех остальных территорий, не принадлежащих к вышеперечисленным категориям.

В случае выявления на участках уничтоженных или поврежденных местообитаний объектов животного и растительного мира, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Пермского края, данные участки рассматриваются как места обитания этих видов, и коэффициент экологической значимости территории при исчислении размера ущерба в данном случае составляет 2,0.

Размер возмещения вреда, исчисленный за уничтожение и повреждение местообитаний объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Пермского края, суммируется с размером рассчитанного вреда за незаконное уничтожение или повреждение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Пермского края, который устанавливается в соответствии с таксами для исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным изъятием, уничтожением и повреждением объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Пермского края, за каждый уничтоженный или поврежденный экземпляр.

Таксы для исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным изъятием, уничтожением и повреждением животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермского края (далее по тексту - Таксы), дополнены следующими примечаниями:

За каждое разрушенное, поврежденное или уничтоженное постоянно обитаемое либо регулярно используемое гнездо, нору, логовище, убежище, жилище и другое сооружение размер взыскания за причиненный вред исчисляется в двукратном размере от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

За травмирование, если оно не привело к гибели животного, размер взыскания за причиненный вред составляет 50% от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

За каждое уничтоженное либо незаконно изъятое яйцо птицы или рептилии размер взыскания за причиненный вред составляет 50% от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида).



За каждую уничтоженную либо незаконно изъятую кладку икры амфибии размер взыскания за причиненный вред составляет 100% от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

За незаконное добывание или уничтожение объектов животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в их охранных зонах размер взыскания за причиненный вред исчисляется в двукратном размере от такс за каждую особь соответствующей группы видов.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими в связи с противоречием законодательству Российской Федерации:

пунктов 1.1, 1.2 Указа губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187;

утвержденных Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187 Такс, применяемых с целью определения размера возмещения вреда в связи с уничтожением или повреждением беспозвоночных и позвоночных животных;

пункта 1.3 полностью и пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.4 и 4 в части, распространяющейся на объекты животного мира, указанной Методики;

примечаний под номерами 1, 2, 3, 4 полностью, а также 5 - в части, распространяющейся на объекты животного мира, к указанным Таксам.

В обоснование заявленных требований указывается, что охрана окружающей среды и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, соответствующие федеральному законодательству. В области охраны окружающей среды государственное управление осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона “Об охране окружающей среды“).

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.04.2008 N 107 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания“, а Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 утверждены Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов.

Методика и Таксы, применяемые для исчисления размера возмещения вреда, причиненного уничтожением и повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира Пермского края, в оспариваемой части не соответствуют федеральным.

В частности, субъектом федерации при расчете размера указанного вреда не применяется коэффициент инфляции, внесены различия в нормативы стоимости объектов животного мира, занесенных в Красную книгу, а также иных объектов животного мира. Возможность утверждения органами государственной власти субъектов федерации повышенных размеров Такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, в настоящее время не предусмотрена. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, могут утверждаться органом исполнительной власти субъекта РФ, если не предусмотрены в Таксах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным выше основаниям.

Представитель губернатора Пермского края в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.

В представленных суду возражениях на заявление им указано, что вред, причиненный объектам животного мира и среде их обитания, определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 78 Федерального закона “Об охране окружающей среды“).

Утверждение таких такс и методик не относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Соответствующими регулятивными полномочиями обладают и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В таком случае, оспариваемые прокурором в части Таксы и Методика исчисления размера вреда окружающей среде губернатора Пермского края приняты в соответствии с федеральным законодательством и не могут ему противоречить.

В судебном заседании представители Правительства Пермского края с заявлением прокурора также не согласились, ссылаясь на соответствие оспариваемого в части Указа губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187 законодательству Российской Федерации.

В своих возражениях они поддержали доводы представителя губернатора Пермского края, пояснив дополнительно, что Правительство Пермского края в рамках предоставленной ему Законом Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК компетенции воспользовалось правом внесения изменений в оспариваемый нормативный правовой акт Постановлением от 28.10.2008 N 576-п в целях реализации ФЗ “Об охране окружающей среды“ и ФЗ “О животном мире“, повышения эффективности охраны мест обитания животного и растительного мира, усиления экономических мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства. Изменения внесены в стоимость категорий местообитаний объектов животного и растительного мира Пермского края, размеры возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным изъятием, уничтожением и повреждением объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Пермского края.

В федеральном законодательстве отсутствуют нормы об утверждении методики исчисления вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красные книги субъектов Российской Федерации, и в целом принятие такого решения не отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Соответствующая методика, утвержденная на федер определяет лишь размер вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания. При этом она не распространяет свое действие на животных, занесенных в Красные книги субъектов федерации, и в ней указан исчерпывающий перечень объектов животного мира.

Оспариваемая формула краевой Методики, по которой рассчитывается вред, причиненный уничтожением или повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира в Пермском крае, приближает его к реально образующемуся в данной местности. Введение коэффициента инфляции признано нецелесообразным.

Установленные Правительством Российской Федерации от 25.05.1994 N 515 Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, никак не соотносятся с оспариваемыми Таксами, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187, которые применяются в отношении водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также анадромных видов рыб, образующихся в реках России за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств.

Заслушав прокурора, представителей Правительства Пермского края, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, с соблюдением законодательства о порядке его принятия и введения в действие, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с пунктом “д“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 1 и частью 2 указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Органам государственной власти субъекта Российской Федерации на основании статей 6 и 6.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире“ (с последующими изменениями) передано осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира:

организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;

государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением.

В соответствии с абзацем 1 статьи 11 названного Федерального закона государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира (статья 3 ФЗ “О животном мире“).

Как указано в части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 1 статьи 56 ФЗ “О животном мире“).

В статье 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ содержатся следующие понятия:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Исходя из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства, а также п. “е“ ч. 7 ст. 18, ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Устава Пермского края от 27.04.2007 N 32-ПК высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - губернатор Пермского края (ранее - Пермской области), возглавляющий исполнительную власть в Пермском крае (ранее - Пермской области), обладает предусмотренными федеральным законодательством полномочиями по утверждению:

Методики исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным уничтожением и повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира Пермского края;

Такс для исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным изъятием, уничтожением и повреждением животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермского края, осуществляя тем самым государственное управление в области охраны и использования объектов животного и растительного мира.

Теми же полномочиями обладает Правительство Пермского края, которое также вправе изменять и отменять акты губернатора Пермской области, изданные до 1 декабря 2005 года.

В таком случае требования прокурора о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2 Указа губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187 не основаны на законе, следовательно, не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, пункты 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 и 2.4 Методики, утвержденной оспариваемым указом губернатора области, определяющие ее предназначение, основания разработки, область применения, кроме того, раскрывающие содержание некоторых терминов и определений, не могут быть признаны недействительными. Сформулированные в них общие положения и понятия, применяемые при правомочном регулировании отношений в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, не вступают в противоречие с теми же положениями и понятиями, применяемыми федеральным законодателем.

Однако, определив свой порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного уничтожением или повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира в Пермском крае (пункт 4 Методики), орган исполнительной власти субъекта федерации не принял во внимание то, что по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов самостоятельно осуществлять правовое регулирование субъект федерации вправе при отсутствии соответствующего регулирования на федер

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.04.2008 N 107 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания (далее - Методика МПР РФ от 28.04.2008 N 107).

В соответствии с пунктом 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, Министерство природных ресурсов и экологии РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде.

Пункт 4 Методики, утвержденной Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187, не соответствует пункту 5 Методики МПР РФ от 28.04.2008 N 107 по применяемым в расчетной формуле показателям и величинам с целью определения размера вреда, причиненного объектам животного мира, в связи с чем подлежит признанию недействующим в этой части.

Частью 1 статьи 53 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 утверждены Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов.

В пункте 2 данного Постановления указано, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право утверждать исходя из местных условий таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, не предусмотренных в таксах, утвержденных настоящим Постановлением.

Таксы, установленные Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187, для возмещения вреда, причиненного изъятием, уничтожением, повреждением животных, относящихся к группе водных позвоночных (рыбы) и беспозвоночных, обитающих во внутренних рыбохозяйственных водоемах Пермского края, отличные от Такс, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515, подлежат признанию недействующими в силу состоявшегося урегулирования данного вопроса на федер

Таксы, установленные Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187, для возмещения вреда, причиненного изъятием, уничтожением, повреждением животных, относящихся к группе наземных беспозвоночных и позвоночных, обитающих на территории Пермского края, отличные от Нормативов, установленных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.04.2008 N 107, также подлежат признанию недействующими в силу состоявшегося урегулирования данного вопроса на федер

Примечания к Таксам субъекта федерации - Пермского края для исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным изъятием, уничтожением и повреждением животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермского края, предусматривают увеличение денежного взыскания за нанесенный ущерб при определенных обстоятельствах. Аналогичные положения не предусмотрены федеральными таксами и нормативами для возмещения вреда, причиненного изъятием, уничтожением, повреждением объектов животного мира. Возникает неопределенность в правовом регулировании указанного вопроса, а именно: в каком порядке рассчитывать причиненный вред объектам животного мира - с применением неизменных либо изменяющихся в сторону увеличения показателей причиненного ущерба. Суд не вправе вторгаться в компетенцию органа или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, поэтому должен признать его недействующим полностью или в части.

Доводы представителей заинтересованных лиц относительно возможности самостоятельного решения органом исполнительной власти или должностным лицом субъекта федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны и использования животного мира, вопроса, связанного с утверждением региональных такс и методики для исчисления указанного вреда, основаны на ином толковании приведенных выше норм материального права.

Действие федеральных методики и такс для исчисления вреда, причиненного объектам животного мира, не прекращается в случае занесения в Красную книгу субъекта Российской Федерации отдельных видов животных, которые не перестают относиться к объектам животного мира, расположенным на территории Российской Федерации. В этом случае должны использоваться показатели и величины для определения размера вреда животному миру, не предусмотренные на федер

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).

Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ “О средствах массовой информации“ вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим либо сообщение о нем.

Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить частично.

Признать противоречащими законодательству РФ и недействующими положения пункта 4 Методики исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным уничтожением и повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира Пермского края, утвержденной Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187, в части определения размера возмещения указанного вреда по отношению к объектам животного мира.

Признать противоречащими законодательству РФ и недействующими полностью Примечания к Таксам, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187, под номерами 1, 2, 3, 4, а также 5 - в части, распространяющейся на объекты животного мира.

Признать противоречащими законодательству РФ и недействующими в части, не соответствующей Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 28.04.2008 N 107 “Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания“, Постановлению Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 “Об утверждении Такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов“ Таксы для исчислении размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным изъятием, уничтожением и повреждением животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермского края, применяемые с целью определения размера возмещения вреда в связи с уничтожением или повреждением беспозвоночных и позвоночных животных, утвержденные Указом губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187.

Требования заявителя о признании недействующими:

пунктов 1.1, 1.2 Указа губернатора Пермской области от 01.10.2003 N 187;

утвержденных настоящим Указом пункта 1.3, пунктов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 2.4 в части, распространяющейся на объекты животного мира, Методики исчисления размера возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами незаконным уничтожением и повреждением естественных мест обитания объектов животного и растительного мира Пермского края, оставить без удовлетворения.

После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение о данном решении должно быть опубликовано в печатном издании “Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 22.06.2009.

Председательствующий п.п.

К.И.ШВЕЦОВ

Судья краевого суда

О.А.ВАСИЛЬЕВА