Судебная практика

Объекты налогообложения по НДС учреждения, исполняющего наказание, отсутствуют, поскольку привлечение осужденных к труду не является услугой по смыслу закона, кроме того, внутрисистемная реализация организациями и учреждениями УИС произведенных товаров, работ, услуг не подлежит налогообложению на территории РФ. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 5 августа 2005 года по делу N А29-5095/05А, принятое судьей Макаровой Л.Ф.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 5 августа 2005 года по делу N А29-5095/05А с учетом вынесенного определения от 04.10.2005 об исправлении арифметических ошибок заявленные требования удовлетворены частично; с Федерального государственного учреждения “Исправительная колония“ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми взыскано в доход бюджета 189 577 руб. 76 коп., в том числе: 120 293 руб. 00 коп. налога на добавленную стоимость, 42 256 руб. 85 коп. пени за его несвоевременную уплату и 24 085 руб. 60 коп. штрафа, 2 066 руб. 00 коп. налога на пользователей автомобильных дорог, 490 руб. 31 коп. пени за его несвоевременную уплату и 413 руб. 00 коп. штрафа.

Заявитель не согласен с решением суда в части отказа во взыскании всех заявленных требований, просит его отменить, указав, что данное решение принято с нарушением норм материального права.

Доказательства уведомления сторон о месте и времени рассмотрения жалобы в деле имеются, поэтому апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Инспекцией МНС РФ по г. Печоре была проведена выездная налоговая проверка Государственного учреждения М-222/31 ГУИН Минюста РФ (Федеральное государственное учреждение “Исправительная колония“ Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми) за период с 01.10.2001 по 30.06.2004.

По результатам проверки 30.12.2004 составлен акт N 17-Г/09-39, вынесено решение N 17-Г/09-39 о привлечении Государственного учреждения М-222/31 к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату сумм налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафов в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налогов - 88 374 руб. 00 коп. в том числе: по налогу на добавленную стоимость - 86 607 руб. 00 коп.; по налогу на пользователей автомобильных дорог - 1 767 руб. 00 коп.

Кроме того, в соответствии с указанным решением с налогоплательщика подлежат взысканию налоги в сумме 441 869 руб. 00 коп., в том числе: налог на добавленную стоимость - 433 033 руб. 00 коп.; налог на пользователей автомобильных дорог - 8 836 руб. 00 коп.; пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 154 214 руб. 00 коп., в том числе: по налогу на добавленную стоимость - 152 117 руб. 00 коп.; по налогу на пользователей автомобильных дорог - 2 097 руб. 00 коп.

Налоговой инспекцией были выставлены требования от 04.02.2005 об уплате налогов, пени и налоговых санкций, которые были вручены и.о. начальника учреждения 04.02.2005.

Так как требования в добровольном порядке не были исполнены налогоплательщиком, Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Республике Коми обратилась в суд с заявлением о взыскании налогов, пени и налоговых санкций.

Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил заявленные требования частично, указав, что привлечение осужденных к труду на предприятии учреждения, исполняющего наказание, не является услугой по смыслу пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ; также в соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией в ходе проверки в 2002, 2003 годах и январе 2004 года Государственное учреждение М-222/31 привлекало осужденных к оплачиваемому труду на Государственном унитарном предприятии Учреждения М-222/31 (для работ в столярном цехе, складах, на швейном производстве, в подсобном хозяйстве).

За фактически отработанное на производстве время с учетом выполненного объема работ (на основании табелей учета рабочего времени и нарядов) Учреждением определялась заработная плата осужденных, которая с учетом сумм налогов, подлежащих уплате с доходов, начисленных в пользу физических лиц, отражалась в выставляемых Предприятию извещениях (проводился зачет взаимных требований).

Однако привлечение осужденных к труду на предприятии учреждения, исполняющего наказание, не является услугой по смыслу пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно статье 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях.

Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней.

Статьей 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии со статьей 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Статьей 17 Федерального закона N 5473-1 от 21.07.1993 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; 2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; 3) на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Таким образом, при привлечении осужденных к лишению свободы к труду на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, между осужденными и указанными предприятиями возникают трудовые отношения, на которые распространяются нормы законодательства Российской Федерации о труде (продолжительность рабочего дня; обеспечение безопасных условий труда; включение времени привлечения осужденных к оплачиваемому труду в общий трудовой стаж; предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков; увеличение продолжительности отпусков для работников, занятых на работах с вредными условиями труда и работающих на расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; оплата труда и т.д.) с некоторыми ограничениями, обусловленными спецификой данных отношений.

На основании вышеизложенного денежные средства, которые ГУП Учреждения М-222/31 выплачивает Учреждению М-222/31, являются заработной платой осужденных, подлежащей зачислению на их лицевые счета, и возмещением расходов, связанных с уплатой налогов с доходов, начисленных в пользу физических лиц, а не выручкой, полученной от оказания услуг.

Согласно уголовно-исполнительному законодательству заработная плата непосредственно осужденным не выдается, а после всех удержаний, в том числе на возмещение расходов на содержание, подлежит зачислению учреждением, исполняющим наказание, на их лицевые счета, и в дальнейшем расходуется осужденными с учетом установленных ограничений.

Таким образом, объекты обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на пользователей автомобильных дорог отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно статье 5 Федерального закона “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Статьей 19 Закона предусмотрено, что предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждения или объединения учреждений.

Учредителем предприятий учреждений, исполняющих наказания, является федеральный орган уголовно-исполнительной системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и закрепляет за предприятиями учреждений, исполняющих наказания, федеральное имущество.

В соответствии со статьей 24 Закона к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Государственное унитарное предприятие Учреждения М-222/31 ГУИН Минюста РФ относится к уголовно-исполнительной системе, и, соответственно, реализация Государственным учреждением М-222/31 произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) Государственному унитарному предприятию Учреждения М-222/31 является внутрисистемной реализацией и не облагается налогом на добавленную стоимость.

Довод налогового органа о том, что судом первой инстанции неверно указана сумма пени по налогу на добавленную стоимость, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку инспекцией не был представлен суду расчет соответствующих сумм пени.

Кроме того, в решении суда от 5 августа 2005 года указано, что заинтересованное лицо в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исправлении допущенных в решении описок, опечаток и арифметических ошибок без изменения его содержания.

Также не принимается довод заявителя о том, что судом не рассмотрен вопрос в части взыскания налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2 066 руб. 00 коп., неуплаченного в связи с невключением в налоговую базу выручки от реализации электроэнергии. Данная сумма включена судом в размере 8 836 руб. 00 коп., в удовлетворении которой отказано на основании того, что в налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог не подлежит включению выручка по реализации услуг рабочей силы. Однако налоговым органом по данному основанию доначислен налог в сумме 6 770 руб. 00 коп. Соответственно, отказ во взыскании налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2 066 руб. 00 коп. и соответствующих пеней и налоговых санкций судом не мотивирован, поскольку определением суда первой инстанции от 04.10.2005 в решении арбитражного суда от 05.08.2005 были исправлены арифметические ошибки, в соответствии с указанным определением суда спорный налог подлежит взысканию в сумме 2 066 руб. 00 коп.

В остальной части решение суда не обжаловалось и в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ не проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности.

Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 5 августа 2005 года по делу N А29-5095/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий

В.Г.ПРОТАЩУК

Судьи

Т.И.ГАЛАЕВА

Р.А.БОРЛАКОВА