Судебная практика

Предоставление льгот по проезду автотранспортом детям-сиротам и гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», производится за счет средств федерального бюджета. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 9 марта 2004 г. апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.12.2003 по делу N А29-6164/03-3э, принятое судьей Каменевым А.Л.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.12.2003 по делу N А29-6164/03-3э удовлетворены исковые требования ГУП “Интаавтотранс“ о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в 2002 году: с Министерства финансов Российской Федерации взыскано 369 102 руб. убытков за счет казны Российской Федерации, с администрации МО “Город Инта“ - 889 182 руб. убытков за счет казны муниципального образования.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми не согласно с принятым решением в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации 369 102 руб. убытков за счет казны Российской Федерации, в апелляционной жалобе указывает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация МО “Город Инта“, поскольку администрация, заключив с истцом договор, добровольно взяла на себя обязательства по возмещению ГУП “Интаавтотранс“ убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда автотранспортом. Кроме того, истцом неправомерно произведен расчет суммы убытков на основании количества принятых проездных талонов, введенных Постановлением главы администрации МО “Город Инта“ от 22 марта 2002 года N 3/219 “Об утверждении порядка предоставления адресной помощи льготным категориям пассажиров“.

Истец считает доводы Министерства финансов Российской Федерации несостоятельными, отмечая в отзыве на апелляционную жалобу, что из смысла Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О возмещение льготного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, награжденных знаком “Почетный донор России“, должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Министерство финансов Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным, а доводы жалобы необоснованными и просит оставить решение без изменения.

Дело рассматривается в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в пределах, установленных пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть судом апелляционной инстанции в данном случае проверяется законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации 369 102 руб. убытков за счет казны Российской Федерации.

Оценив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, ГУП “Интаавтотранс“ и администрацией МО “Город Инта“ заключен договор на организацию и производство пассажирских перевозок населения на 2002 год, согласно которому ГУП “Интаавтотранс“ осуществляет перевозку автомобильным транспортом общего пользования льготных категорий граждан, а администрация производит возмещение транспортному предприятию убытков, возникающих от перевозки льготных категорий граждан.

Приложением 1 к договору предусмотрены льготные категории граждан, которым предоставлены проездные льготы в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Коми.

В соответствии с Порядком “Предоставления адресной помощи льготным категориям пассажиров“, утвержденным Постановлением главы администрации МО “Город Инта“ от 22 марта 2002 года N 3/219 предусмотрена выдача проездных талонов льготным категориям граждан, в том числе детям-сиротам и почетным донорам. При оплате проезда льготные категории граждан предъявляют соответствующие талоны, дающие право на бесплатный проезд в общественном транспорте.

По актам приема-передачи проездных талонов, принятых от льготных категорий пассажиров проездных талонов, истец предъявлял к возмещению суммы неполученных доходов администрации МО “Город Инта“.

Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что Постановление главы администрации МО “Город Инта“ от 22 марта 2002 года N 3/219 “Об утверждении порядка предоставления адресной помощи льготным категориям пассажиров“, предусматривающее выдачу талонов, незаконно, судом не принимается, поскольку указанный нормативный акт не противоречит действующему законодательству и принято с целью установления реального размера убытков, связанных с предоставлением льгот, и подтверждения его обоснованным расчетом и доказательствами.

Расчет сумм, подлежащих возмещению, производился на основании стоимости проездных билетов, установленных распоряжением главы администрации МО “Город Инта“ от 26 февраля 2002 года N 75, и количеством принятых истцом проездных талонов от граждан, имеющих соответствующую льготу.

По расчетам истца в спорном периоде в связи с предоставлением льгот детям-сиротам им недополучено доходов на сумму 111756 руб., в связи с предоставлением льгот гражданам, награжденным знаком “Почетный донор России“, - 257346 руб.

Согласно части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.



Как видно из дела, возмещение расходов истца в 2002 году осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования “Город Инта“ и было профинансировано не в полном объеме.

По ходатайству истца к участию в дело в качестве дополнительных ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерство финансов Республики Коми.

Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств финансирования расходов истца в соответствии с законами Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которое оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

В силу ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ граждане, награжденные знаком “Почетный донор России“, имеют право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации N 68-О от 9 апреля 2002 года установлено, что предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“, впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производится за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что убытки в размере 257346 руб., понесенные истцом при предоставлении льгот гражданам, награжденным знаком “Почетный донор России“, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета с Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех видов и типов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном внутрирайонном транспорте (кроме такси).

Статей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Постановлением Правительства Российской Федерации “О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ от 14.05.2001 N 374 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при формировании бюджетов средства на приобретение проездных билетов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на пригородный и городской транспорт.

Из смысла указанного постановления ясно, что оно носит рекомендательный характер, соответственно в случае, если в бюджетах субъектов Российской Федерации не предусмотрены необходимые средства для финансирования льгот, следует руководствоваться положениями Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 68-О от 9 апреля 2002 года о том, что предоставление льгот должно производится за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании убытков, связанных с предоставлением детям-сиротам льгот по проезду автотранспортом, за счет казны Российской Федерации.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения не имеется.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя.



В соответствии со ст. 5 Федерального закона “О государственной пошлине“ Министерство финансов Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 31 декабря 2003 года по делу N А29-6164/03-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Разъяснить, что постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок с даты изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи

С.В.ТУГАРЕВ

М.В.ВАКУЛИНСКАЯ