Судебная практика

О признании незаконным в части приложения 27 к Закону Пермской области от 29.12.2004 N 1945-422 “О бюджете Пермской области на 2005 год“. Решение от 31 мая 2005 года № 3-103-2005. Пермский край.

Пермский областной суд в составе:

       председательствующего   Лядовой Л.И.        при участии прокурора   Кузнецовой И.А.        при секретаре           Жужговой Л.Л. 


рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 31 мая 2005 года дело по заявлению Д-ва В.В., К-вой Е.Н. об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации и

установил:

Законодательным Собранием Пермской области 29 декабря 2004 года принят Закон Пермской области N 1945-422 “О бюджете Пермской области на 2005 год“, статьей 41 которого установлено приостановление на 2005 год действия нормативных правовых актов Пермской области в соответствии с приложением 27 к настоящему Закону.

В приложении 27 содержится перечень законов Пермской области, действие которых приостанавливается в 2005 году, в том числе указано, что приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие пункта 5 статьи 32 “Материальное обеспечение и социальная защита работников образования“ Закона Пермской области от 12.07.2001 N 1641-282 “Об образовании в Пермской области“.

Д-ов В.В. и К-ва Е.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным данного положения приложения 27, указав в обосновании своих требований, что с принятием Закона “О бюджете Пермской области на 2005 год“ им, как педагогическим работникам, имеющим высшую квалификационную категорию и отраслевую награду, но работающим в негосударственной образовательной организации, в некоммерческом образовательном учреждении лицей “Синтон“, убирается надбавка в размере 25 и 15% должностного оклада. Педагогическим же работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, имеющим высшую квалификационную категорию и отраслевые награды, надбавки к должностному окладу сохранены. Таким образом, положение о приостановлении действия пункта 5 ст. 32 Закона “Об образовании в Пермской области“ противоречит ч. 2 ст. 14 указанного Закона и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании Д-ов В.В., поддержав свое заявление, пояснил, что ст. 14 Закона “Об образовании в Пермской области“ приравнивает всех педагогических работников независимо от форм образовательных учреждений, а оспариваемое положение приложения 27 к Закону лишает его такого равноправия, в то время как педагоги государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций выполняют одни и те же образовательные функции. Образовательное учреждение лицей “Синтон“ имеет государственную аккредитацию. Таким образом, в данном случае нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации также противоречит ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Заявительница К-ва Е.Н. в поддержание своих требований пояснила, что надбавку к ее должностному окладу сняли по непонятным ей причинам, тогда как она работает не хуже, чем педагоги в муниципальных образовательных учреждениях, которые получают надбавку к заработной плате. Получаемое ею ежемесячное вознаграждение по решению балансовой комиссии является незначительным. Не может указать, какой норме федерального законодательства противоречит положение приложения 27 к Закону Пермской области, но считает, что принятый нормативный правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации.

Представитель заявителей Д-в И.П. настаивал на удовлетворении заявления Д-ва В.В., К-вой Е.Н., считая, что оспариваемая норма Закона противоречит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам, поскольку нарушаются права заявителей на труд.

Представитель Законодательного Собрания Х-ва О.П., не согласившись с заявлением Д-ва В.В. и К-вой Е.Н., указала, что норма приложения 27 к Закону о приостановлении пункта 5 ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права заявителей на труд. Негосударственное учреждение лицей “Синтон“ имеет свой финансовый доход, который расходует по своему усмотрению. Льготы по установлению надбавок к должностным окладам педагогических работников были установлены ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ и финансировались за счет средств областного бюджета. В настоящее время средств в бюджете области недостаточно, поэтому выплата надбавок педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений приостановлена до 31 декабря 2005 года.

Представитель администрации Пермской области Ч-ва Н.В., считая заявление Д-ва В.В. и К-вой Е.Н. не подлежащим удовлетворению, пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым исключены положения п. 14 ст. 29 и п. 7 ст. 41 Закона Российской Федерации “Об образовании“, и принято приложение 27 к Закону о приостановлении пункта 5 ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“. Кроме того, в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение - организация, созданная собственником и финансируемая им полностью или частично.

Представитель администрации Пермской области С-ва И.В. просила отказать в заявлении Д-ву В.В. и К-вой Е.Н., поскольку отсутствует федеральный закон об установлении надбавок к должностным окладам педагогических работников. У субъекта Российской Федерации были денежные средства, была заложена льгота по выплате доплат к заработной плате, в случае отсутствия средств субъект вправе данную льготу вообще отменить. Ссылка заявителей на ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ является несостоятельной. Оспаривание нормативного акта по проверке соответствия Конституции подлежит рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Кузнецовой И.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 14 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находилось право на установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

Пунктом 7 ст. 41 указанного Закона Российской Федерации предусматривалось право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими общеобразовательных программ.



В соответствии с федеральным законодательством Законодательным Собранием Пермской области 21.07.2001 был принят Закон Пермской области “Об образовании в Пермской области“, ст. 32 которого предусмотрены социальные гарантии и льготы педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе и педагогическим работникам негосударственных образовательных организаций.

Во исполнение Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ и на основании приказов управления О и ПО Приказом директора некоммерческого общеобразовательного учреждения лицей “Синтон“ от 30.09.2004 N 303 были установлены ежемесячные надбавки педагогическим работникам учреждения, в том числе Д-ву В.В., имеющему знак “Отличник народного просвещения“, в размере 15%, К-вой Е.Н., имеющей высшую квалификационную категорию, - 25%, с указанием о том, что выплата производится за счет дополнительных целевых средств, направленных О и ПО.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ нормы п. 14 ст. 29 и п. 7 ст. 41 Закона РФ “Об образовании“ отменены.

Управлением общего и профессионального образования администрации г. Чайковского Письмом от 02.02.2005 N 97 было предложено директору некоммерческого общеобразовательного учреждения лицея “Синтон“ предупредить педагогических работников о прекращении выплаты надбавок.

Педагогическим работникам лицея были вручены предупреждения о предстоящих существенных изменениях условий трудового договора.

Приказом от 14.02.2005 N 51 по лицею “Синтон“ были прекращены педагогическим работникам выплаты дополнительного материального обеспечения, предусмотренного ст. 32 Закона “Об образовании в Пермской области“.

Федеральным законодательством не установлена льгота по выплате надбавки к должностному окладу педагогическим работникам, что не оспаривалось в судебном заседании заявителями и их представителем.

С доводом Д-ва В.В. и К-вой Е.Н. о противоречии оспариваемой нормы приложения 27 к Закону, ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ суд согласиться не может, поскольку указанная норма обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации при издании нормативных правовых актов соблюдать определенные условия при вновь устанавливаемых размерах оплаты труда и иных видов социальных выплат.

Утверждение заявителей об ущемлении их трудовых прав является необоснованным, из представленных ими же документов следует, что согласно Приказу N 40 от 09.02.2005 директора лицея “Синтон“ установлена ежемесячная надбавка в размере 3001 руб., что соответствует тарифной ставке 15-го разряда, с выплатой за счет внебюджетных средств. В учреждении имеется Положение “О расходовании родительских средств по оплате за образовательные услуги“, п. 3.1 которого установлено, что доход от платной образовательной деятельности полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату - 93% от общего дохода). В судебном заседании К-ва Е.Н. подтвердила, что получает ежемесячное вознаграждение за работу в лицее и разовые премии к праздникам. Порядок премирования работников лицея определен Положением “О премировании работников лицея “Синтон“, которое введено с 01.12.2004.

Суд считает, что у образовательного учреждения лицей “Синтон“ не существует препятствий для самостоятельного применения льгот, предусмотренных ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“, за счет собственных средств.

В соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации “Об образовании“ установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, относится к компетенции образовательного учреждения.

Согласно п. 5.1 Устава некоммерческого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы-лицея “Синтон“ лицей является негосударственной некоммерческой организацией, созданной учредителями для осуществления образовательных функций.

Учредителями лицея являются предприятие “Пермтрансгаз“ ОАО “Газпром“, управление образования администрации местного самоуправления г. Чайковского.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Уставом образовательного учреждения, в частности, разделом 6, определено финансирование лицея, которое осуществляется учредителем.



Таким образом, за счет средств бюджета Пермской области могут финансироваться образовательные учреждения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Довод заявителей и их представителя о несоответствии оспариваемой нормы приложения 27 к Закону Конституции Российской Федерации суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ к компетенции Конституционного Суда РФ относится разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Несостоятелен довод заявителей о противоречии оспариваемой ими нормы приложения к Закону п. 2 ст. 14 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ в связи с тем, что указанная норма содержит положение о льготах, установленных для образовательных учреждений, а не для педагогических работников этих учреждений.

Таким образом, суд не установил противоречий федеральному законодательству положения о приостановлении с 1 января по 31 декабря 2005 года действия п. 5 ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ приложения 27 к Закону Пермской области “О бюджете Пермской области на 2005 год“.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

решил:

В заявлении Д-ву В.В., К-вой Е.Н. о признании незаконным положения “приостановить с 1 января по 31 декабря 2005 года действие п. 5 ст. 32 Закона Пермской области от 12.07.2001 N 1641-282 “Об образовании в Пермской области“ приложения 27 к Закону Пермской области N 1945-422 от 29.12.2004 “О бюджете Пермской области на 2005 год“ отказать.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд.

Председательствующий

Л.И.ЛЯДОВА

Судья облсуда

Л.И.ЛЯДОВА

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 12 октября 2005 г. по делу N 44-Г05-26

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

       председательствующего   Пирожкова В.Н.        судей:                  Соловьева В.Н.                                Хаменкова В.Б. 


рассмотрела в судебном заседании от 12 октября 2005 г. дело по заявлению Д-ва В.В. и К-вой Е.Н. об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации по кассационной жалобе представителя заявителей на решение Пермского областного суда от 31 мая 2005 г., которым в удовлетворении заявленного Д-вым В.В. и К-вой Е.Н. требования было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законодательным Собранием Пермской области 29 декабря 2004 года принят Закон Пермской области N 1945-422 “О бюджете Пермской области на 2005 год“, статьей 41 которого приостановлено на 2005 год действие ряда нормативных правовых актов Пермской области, обозначенных в приложении 27 к настоящему Закону.

В числе этих актов указан и пункт 5 статьи 32 “Материальное обеспечение и социальная защита работников образования“ Закона Пермской области от 12.07.2001 N 1641-282 “Об образовании в Пермской области“.

Д-ов В.В. и К-ва Е.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным данного положения приложения 27, указав в обосновании своих требований, что с принятием Закона “О бюджете Пермской области на 2005 год“ им, как педагогическим работникам, имеющим высшую квалификационную категорию и отраслевую награду, но работающим в негосударственной образовательной организации, в некоммерческом образовательном учреждении лицей “Синтон“, прекращается выплата надбавки в размере 25 и 15% должностного оклада. Педагогическим же работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, имеющим высшую квалификационную категорию и отраслевые награды, надбавки к должностному окладу сохранены. Таким образом, по их мнению, приостановление действия пункта 5 ст. 32 Закона “Об образовании в Пермской области“ противоречит ч. 2 ст. 14 указанного Закона и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Представитель заявителей настаивал на удовлетворении заявления Д-ва В.В., К-вой Е.Н., считая, что оспариваемая норма Закона противоречит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам, поскольку нарушаются права заявителей на труд.

Представитель Законодательного Собрания, не согласившись с заявлением Д-ва В.В. и К-вой Е.Н., указала, что норма приложения 27 к Закону о приостановлении пункта 5 ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права заявителей на труд. Негосударственное учреждение лицей “Синтон“ имеет свой финансовый доход, который расходует по своему усмотрению. Льготы по установлению надбавок к должностным окладам педагогических работников были установлены ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ и финансировались за счет средств областного бюджета. В настоящее время средств в бюджете области недостаточно, поэтому выплата надбавок педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений приостановлена до 31 декабря 2005 года.

Представитель администрации Пермской области пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым исключены положения п. 14 ст. 29 и п. 7 ст. 41 Закона Российской Федерации “Об образовании“, и принято приложение 27 к Закону о приостановлении пункта 5 ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“.

У субъекта Российской Федерации были денежные средства, была заложена льгота по выплате доплат к заработной плате, в случае отсутствия средств субъект вправе данную льготу вообще отменить. Ссылка заявителей на ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ является несостоятельной. Оспаривание нормативного акта по проверке соответствия Конституции подлежит рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации.

Решением Пермского областного суда от 31 мая 2005 г. в удовлетворении заявленных требований Д-ву В.В. и К-вой Е.Н. отказано.

В кассационной жалобе представителя заявителей содержится просьба об отмене указанного решения суда как постановленного без учета требований международных правовых актов, не допускающих какой-либо дискриминации в области трудовых правоотношений.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Пермского областного суда, вынесенное по данному делу, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, в силу п. 14 ст. 29 Закона Российской Федерации “Об образовании“ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находилось право на установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

Пунктом 7 ст. 41 указанного Закона Российской Федерации предусматривалось право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими общеобразовательных программ.

Судом правильно обращено внимание на то, что в силу указанного федерального законодательства Законодательным Собранием Пермской области 21.07.2001 был принят Закон Пермской области “Об образовании в Пермской области“, ст. 32 которого были предусмотрены социальные гарантии и льготы педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе и педагогическим работникам негосударственных образовательных организаций.

Во исполнение Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ и на основании приказов управления О и ПО Приказом директора некоммерческого общеобразовательного учреждения лицей “Синтон“ от 30.09.2004 N 303 были установлены ежемесячные надбавки педагогическим работникам учреждения, в том числе Д-ву В.В., имеющему знак “Отличник народного просвещения“, в размере 15%, К-вой Е.Н., имеющей высшую квалификационную категорию, - 25%, с указанием о том, что выплата производится за счет дополнительных целевых средств.

Вместе с тем, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ нормы п. 14 ст. 29 и п. 7 ст. 41 Закона РФ “Об образовании“ отменены.

В этой связи выплата указанных ежемесячных надбавок педагогическим работникам была прекращена.

С доводом Д-ва В.В. и К-вой Е.Н. о противоречии оспариваемой нормы приложения 27 к Закону ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ суд обоснованно не согласился, поскольку указанная норма обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации при издании нормативных правовых актов соблюдать определенные условия при вновь устанавливаемых размерах оплаты труда и иных видов социальных выплат.

Следует согласиться с суждением суда о том, что у образовательного учреждения лицей “Синтон“ не существует препятствий для самостоятельного применения льгот, предусмотренных ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“, за счет собственных средств.

В соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации “Об образовании“ установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования относится к компетенции образовательного учреждения.

Согласно п. 5.1 Устава некоммерческого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы-лицея “Синтон“ лицей является негосударственной некоммерческой организацией, созданной учредителями для осуществления образовательных функций.

Учредителями лицея являются предприятие “Пермтрансгаз“ ОАО “Газпром“, управление образования администрации местного самоуправления г. Чайковского.

Правильным является и вывод суда относительно утверждений заявителей и их представителей о несоответствии оспариваемой нормы (приложения 27 к Закону) Конституции Российской Федерации о том, что суд не может принять их во внимание, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ к компетенции Конституционного Суда РФ относится разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судом не было установлено противоречий федеральному законодательству положения о приостановлении с 1 января по 31 декабря 2005 г. действия п. 5 ст. 32 Закона Пермской области “Об образовании в Пермской области“ приложения 27 к Закону Пермской области “О бюджете Пермской области на 2005 год“, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Д-ву В.В. и К-вой Е.Н. обоснованно отказано.

С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение Пермского областного суда, вынесенное по данному делу, следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правовой оценкой.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Пермского областного суда от 31 мая 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителей Д-ва В.В. и К-вой Е.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи