Судебная практика

Спорная партия лекарств поставлена в рамках контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для государственных нужд, обязательство по оплате указанных лекарственных средств возникло не у госучреждения, являющегося получателем лекарств, а у плательщика по контракту — ФОМС. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 11 апреля, 14 апреля и 21 апреля 2005 года в судебном заседании апелляционные жалобы ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Министерства здравоохранения Республики Коми“ и Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 3 декабря 2004 года по делу N А29-5578/04-1э, принятое судьей Понькиным С.И.,

установил:

Закрытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Минздрава РК“, с Министерства здравоохранения РК, с Фонда обязательного медицинского страхования РК долга в размере 7 539 136 руб. 42 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 3 декабря 2004 года исковые требования удовлетворены в полном объеме: в пользу истца взыскана задолженность в размере 6 173 788 руб. 51 коп. с ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Минздрава РК“, в размере 1 365 347 руб. 92 коп. с Министерства здравоохранения РК, в иске к Фонду обязательного медицинского страхования РК отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Минздрава РК“ обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части взыскания с Аптечного управления 6 173 788 руб. 51 коп. долга отменить.

Заявитель считает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также указал на нарушение норм материального права при вынесении решения, что привело к принятию незаконного решения и является основанием для его отмены по правилам статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование своих доводов и возражений заявитель указывает на то, что согласно договору поставки от 30.12.2003 Аптечное управление выступает, является лишь получателем лекарственных препаратов, тогда как плательщиком выступает Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми, поскольку осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, что включает в себя обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Российской Федерации, проживающего на территории Республики Коми.

Учитывая то обстоятельство, что все закупленные лекарственные средства были направлены на реализацию программы государственных гарантий за счет средств обязательного медицинского страхования, и то, что все поставленные лекарственные средства приняты Фондом, заявитель считает, что обязательство по оплате данных лекарственных средств возникло непосредственно у Фонда обязательного медицинского страхования РК.

В судебном заседании представитель ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Минздрава РК“ доводы апелляционной жалобы поддержал, просит в иске к управлению отказать.

Министерство здравоохранения Республики Коми с решением суда от 3 декабря 2004 года не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда в части взыскания с Министерства 1 365 347 руб. 92 коп. долга отменить.

Заявитель указывает, что денежные средства за поставленные лекарственные препараты подлежат взысканию с Фонда обязательного медицинского страхования РК, поскольку были приняты Фондом, что подтверждается извещениями Аптечного управления, имеющимися в материалах дела.

Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми с доводами, изложенными в апелляционных жалобах, не согласен, просит в удовлетворении жалоб отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В обоснование указывает, что в силу статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Однако, в нарушение указанного, конкурса на заключение государственного контракта и договора поставки лекарственных средств, заключаемого в его исполнение, проведено не было, что свидетельствует об их несоответствии положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и влечет их недействительность в силу ничтожности согласно статьям 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РК от 22.05.2003 N 173-Р “О программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Коми на 2003 год“ и Инструкцией от 24.05.2002 “О порядке взаиморасчетов между государственными бюджетами всех уровней, Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми, лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности, аптечными учреждениями и другими предприятиями РК в условиях лекарственного обеспечения населения“, Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми оплачивает стоимость медикаментов и изделий медицинского назначения по заключенным контрактам (договорам), по номенклатуре, количеству и в ценах, определяемых по решению конкурсной и котировочной комиссии.

Учитывая изложенное, Фонд считает свое обязательство по оплате лекарственных средств исполненным, в связи с чем считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.



Согласно отзыву на апелляционные жалобы ответчиков истец считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.

В судебном заседании представитель истца доводы отзыва на апелляционные жалобы ответчиков поддержал.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с правилами пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Согласно пункту 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных заседаниях 11 апреля и 14 апреля 2005 года объявлялись перерывы, о чем указано в протоколе судебного заседания от 11.04.2005.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено 21 апреля 2005 года в порядке пункта 4 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон в судебном заседании, судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Как усматривается из материалов дела, согласно заявке на поставку медикаментов от 28 апреля 2003 года истец в период с 30.04.2003 по 04.08.2003 осуществлял поставку лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения в адрес ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Минздрава РФ“.

Впоследствии на поставку спорной партии лекарственных препаратов был заключен государственный контракт N 5 на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для государственных нужд на поставку лекарственных средств между истцом и Министерством здравоохранения Республики Коми 1 июня 2003 года, то есть после того.

В соответствии с разделом I государственного контракта поставка лекарственных средств производится в количестве, ассортименте и по ценам, установленным в соответствии со спецификацией, согласованной сторонами и являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Спецификация N 1 к государственному контракту на сумму 17 417 804 руб. 68 коп. составлена и подписана истцом и Министерством здравоохранения Республики Коми в полном объеме.

Во исполнение Государственного контракта от 01.06.2003 Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми, ГУ “Аптечное управление с ПСК Минздрава РК“ и истцом заключен договор поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 30.12.2003.

К договору составлена спецификация N 1 на сумму 9 878 668 руб. 25 коп. и подписана истцом, Министерством здравоохранения Республики Коми и Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми.

На сумму 7 539 136 руб. 43 коп. спецификация Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми не подписана, однако, фактически поставка лекарственных препаратов на указанную сумму подтверждается Аптечным управлением, доказательством чему является акт сверки расчетов между Аптечным управлением и истцом.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что истец поставил в адрес Аптечного управления лекарственные средства на сумму 17 557 632 руб. 28 коп., тогда как оплата полученных лекарственных препаратов произведена Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми только на сумму 10 018 495 руб. 85 коп.



Неоплата оставшейся части долга в размере 7 539 136 руб. 42 коп. явилась основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании долга, образовавшегося в период с 30.04.2003 по 04.08.2003, в принудительном порядке.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее - государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно пункту 2 раздела 1 Инструкции “О порядке взаиморасчетов между государственными бюджетами всех уровней, Фондом обязательного медицинского страхования, лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности, аптечными учреждениями и другими предприятиями (учреждениями) Республики Коми в условиях лекарственного страхования населения“, согласованной Министерством здравоохранения Республики Коми, Министерством финансов Республики Коми и Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми, все взаимоотношения бюджетно-страховых аптечных учреждений и других учреждений (предприятий), независимо от форм собственности, с Фондом обязательного медицинского страхования РК и его филиалами для обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения и лечебно-профилактических учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, строятся на основе договоров.

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 30.12.2003 истец обязан осуществить поставку товара по ассортименту, ценам и в сроки, указанные в Государственном контракте (спецификации к настоящему договору), а Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми в соответствии с пунктом 2.3.1 договора обязан оплатить стоимость фактически полученного Аптечным управлением товара в соответствии с условиями настоящего договора.

Согласно пункту 2 раздела V вышеуказанной Инструкции Филиал ФОМСа РК представляет оформленное извещение (авизо) на сумму отпущенных Аптечным управлениям с ПСК Минздрава РК медикаментов и изделий медицинского назначения. Авизо считается оформленным, если оно подписано руководителем, главным бухгалтером и заверено оттиском печати Аптечным управлением, Филиалом Фонда обязательного медицинского страхования.

Извещениями и ответными авизо Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что лекарственные средства и предметы медицинского назначения, приобретенные за счет средств Территориального ФОМСа и отгруженные в адрес Аптечного управления с ПСК Минздрава РК, получены и приняты Фондом.

Согласно пункту 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что спорная партия лекарственных препаратов была поставлена в рамках государственного контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для государственных нужд на поставку лекарственных средств, поэтому обязательство по оплате указанных лекарственных средств возникло у Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, тем более что поставленные в период с 28.04.2003 по 04.08.2003 товары были частично оплачены Фондом обязательного медицинского страхования РФ с формулировкой “за Аптечное управление Минздрава РК“.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению, решение суда подлежит изменению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях относятся на Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми.

Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционные жалобы ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Министерства здравоохранения Республики Коми“, Министерства здравоохранения Республики Коми удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2004 по делу N А29-5578/04-1э изменить.

Взыскать с Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми в пользу истца 7 539 136 руб. 42 коп. долга, 49 295 руб. 68 коп. судебных расходов и в доход бюджета Российской Федерации 1 000 руб. 00 коп. госпошлины.

Выдать исполнительные листы.

Взыскать с Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми в пользу ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Министерства здравоохранения Республики Коми“ 1 000 руб. 00 коп. судебных расходов.

Выдать исполнительный лист.

Выдать ГУ “Аптечное управление с производственно-складским комплексом Министерства здравоохранения Республики Коми“ справку на возврат из федерального бюджета 19 184 руб. 08 коп. излишне уплаченной госпошлины.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий

М.В.ВАКУЛИНСКАЯ

Судьи

Т.Н.ЕРШОВА

Л.Ю.ЮРКИНА