Судебная практика

О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункта “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, утвержденных Постановлением Правительства РК от 5 декабря 2006 года N 296. Решение от 05 февраля 2008 года. Российская Федерация.

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.

при секретаре Старцевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 5 февраля 2008 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия подпункта “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми “О финансировании расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ от 5 декабря 2006 года N 296,

установил:

И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия подпункта “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми “О финансировании расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ от 5 декабря 2006 года N 296.

В обоснование заявления указал, что в соответствии с подпунктом “в“ пункта 4 Правил гражданин, имеющий право на получение социального пособия на погребение, должен представить в территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию документ, подтверждающий, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером, хотя действующее федеральное законодательство такой обязанности не устанавливает.

В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.

Представители Правительства Республики Коми Бабенко А.В. и Штеер О.В. требование и.о. прокурора не признали и полагали, что оспариваемая норма Правил принята в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и согласуется с принципами финансового обеспечения осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и требованиями бюджетного законодательства.

Заслушав участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ с изменениями и дополнениями законодательство о погребении и похоронном деле находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ содержания подпункта “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года N 296, применительно к приведенному принципу свидетельствует о несоответствии данной нормы действующему федеральному законодательству об организации похоронного дела.

Так, подпунктом “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ предусмотрено, что выплата социального пособия на погребение лиц, которые на день смерти не работали и не являлись пенсионерами, возможна только при условии представления гражданином в территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти действительно не работал и не являлся пенсионером.

Данное положение Правил противоречит требованиям ст. 10 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, в соответствии с которыми выплата данного вида социального пособия гражданину, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, производится только на основании справки о смерти и в день обращения в соответствующий орган социальной защиты.

Получение же гражданином, осуществившим погребение лица, которое на день смерти не работало и не являлось пенсионером, каких-либо дополнительных документов о прижизненном статусе этого лица действующим федеральным законодательством не предусмотрено.

Поэтому возложение на граждан обязанности по представлению в территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером, не может быть признано законным как по изложенным выше причинам, так и в связи с тем, что ни трудовое законодательство, ни законодательство о пенсионном обеспечении граждан не предусматривает выдачу соответствующими органами или организациями такого документа по заявлению граждан.

Кроме того, подпункт “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ не отвечает и принципу определенности, поскольку в нем не содержится сведений о названии документа, органах или организациях, наделенных полномочиями по выдаче этого документа, способах и порядке его получения гражданами, претендующими на получение данного вида социального пособия.



Доводы представителей Правительства Республики Коми о том, что представление данного документа необходимо для осуществления контроля за расходованием денежных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на выплату социальных пособий на погребение, не могут быть приняты во внимание, т.к. граждане не только не являются участниками бюджетного процесса, но и в силу норм федерального законодательства не обязаны доказывать, что умерший, погребение которого они осуществили, на день смерти не работал и не являлся пенсионером.

При таких обстоятельствах, подпункт “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года N 296, следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенной нормы, суд находит, что она подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с требованиями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт “в“ пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми “О финансировании расходов на реализацию Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ от 5 декабря 2006 года N 296.

Сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете “Республика“.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Председательствующий:

В.КРЕТОВ