Судебная практика

По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 4 Закона Республики Коми “О выборах в органы государственной власти в Республике Коми“. Постановление от 11 июня 1996 года. Республика Карелия.

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,

с участием сторон по делу - М.Д.Игнатова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Республики Коми, представителя Избирательной Комиссии Республики Коми Г.М.Гриценко и представителя Государственного Совета Республики Коми В.А.Потолицына, приглашенных в заседание представителей:

от Главы Республики Коми - И.И.Олейника,

от Прокуратуры Республики Коми - О.А.Дончевской, руководствуясь ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Коми, подпунктом 3 пункта 2 статьи 3, статьями 90, 91 и 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 2 ст. 4 Закона Республики Коми “О выборах в органы государственной власти в Республике Коми“ от 10 марта 1994 года.

Поводом к рассмотрению дела, согласно пункту 1 статьи 32 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, явилась жалоба гражданина Игнатова М.Д. на нарушение его конституционного избирательного права, примененном в его деле о регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми Законом Республики Коми “О выборах в органы государственной власти Республики Коми“.

Основанием к рассмотрению дела, согласно пункту 2 статьи 32 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми положение пункта 2 статьи 4 Закона Республики Коми “О выборах в органы государственной власти в Республике Коми“, допускающее к избранию в депутаты Государственного Совета Республики Коми граждан, проживающих в Республике Коми, и о правовом определении понятия такого проживания.

Заслушав сообщение судьи - докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения сторон и их представителей, выступления приглашенных в заседание представителя Главы Республики Коми, представителя Прокуратуры Республики Коми и специалиста, исследовав представленные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

В своей жалобе, адресованной Конституционному Суду Республики Коми, Игнатов М.Д. просит признать содержащееся в пункте 2 статьи 4 Закона Республики Коми “О выборах в органы государственной власти в Республике Коми“ положение о том, что депутатом Государственного Совета Республики Коми может быть избран гражданин, проживающий в Республике Коми, в том смысле, как это положение разъясняется и применяется Избирательной комиссией Республики Коми, не соответствующим Конституции Республики Коми. В обоснование своей жалобы он указал также, что, несмотря на временную его регистрацию по месту жительства, он имеет в г. Сыктывкаре квартиру н собственности и намерен проживать в Республике Коми постоянно.

Оспариваемая заявителем норма - пункт 2 статьи 4 Закона Республики Коми “О выборах в органы государственной власти в Республике Коми“ устанавливает правило, по которому депутатом Государственного Совета Республики Коми может быть избран гражданин, проживающий на территории Республики Коми.

Законодательное закрепление ценза оседлости для граждан, избирающихся в депутаты Государственного Совета Республики Коми, само по себе не вступает в противоречие со статьей 71 Конституции Республики Коми и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации“, в которых предусматривается зависимость реализации гражданами своего пассивного избирательного права от факта проживания на территории субъекта, где проводятся выборы в представительные органы государственной власти.

Вместе с тем Избирательная комиссия Республики Коми, имеющая право разъяснения и обеспечивающая единообразное применение Закона Республики Коми “О выборах в органы государственной власти в Республике Коми“ на основании подпункта 1 статьи 12 указанного Закона отождествляет определение проживания, о котором говорится в пункте 2 статьи 4 вышеупомянутого Закона, с понятием регистрации граждан по месту жительства, введенным Законом Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“.

Согласно пункту 2 статьи 68 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ Конституционный Суд Республики Коми обязан оценивать как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой.

Позиция Избирательной комиссии Республики Коми по вопросу определения понятия проживания граждан в Республике Коми является официальным толкованием оспариваемого нормативного акта, что подтверждается и Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 1 апреля 1994 года, который в пределах своей компетенции дал толкование положения о том, что под разъяснениями Избирательной комиссии Республики Коми следует понимать как устные, так и письменные рекомендации и инструкции, а также иные акты по вопросам организации и проведения выборов. Определение понятия проживания граждан в Республике Коми только лишь по критерию регистрации граждан по месту жительства влечет безусловные правовые последствия для граждан и затрагивает их охраняемые законом права и интересы.

При таком правоприменении нарушаются требования статьи 16 Конституции Республики Коми, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов и статьи 28 Конституции Республики Коми, закрепляющей право свободно выбирать место пребывания и место жительства, поскольку его реализация ставится в прямую зависимость от регистрации по месту жительства.

Из Конституции Республики Коми и Закона Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации“ следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой, не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе и права быть избранным.

Официальное разъяснение Избирательной Комиссии Республики Коми оспариваемого нормативного акта ограничивает избирательные права граждан, гарантированные статьей 33 Конституции Республики Коми. Такое толкование не отвечает и требованием ст. 18 (части 3) Конституции Республики Коми, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 66-69, 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

Председательствующий

Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:

Л.В.БАТМАНОВА

Т.А.КЫРНЫШЕВА

П.Ф.ПУНЕГОВ

С.Г.ТОЛСТОВ