Судебная практика

О взыскании арендной платы и земельного налога по договору аренды участков лесного фонда. Решение от 17 августа 2001 года. Пермская область.

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в заседании суда дело по иску Осинского лесхоза к ответчику Камскому ЛПХ г. Оса.

Сущность спора:

Осинский лесхоз обратился с иском о взыскании с ответчика 79450 руб. 56 коп., из которых 75478 руб. 04 коп. - лесная подать и 3972 руб. 52 коп. - земналог.

Основанием для взыскания истец приводит невыполнение ответчиком обязательств по договору аренды N 1 от 05.01.98.

Ответчик отзыва на иск не представил. В заседании требования истца оспорил по мотивам, изложенным в ответе на претензию истца, данном за N 81 от 16.04.2001.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей обеих сторон, суд установил:

Взыскивая земналог и лесную подать, истец называет их арендной платой. В соответствии со ст. 105 Лесного кодекса РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее вынесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Пункт 5.1 заключенного между сторонами договора аренды (долгосрочного пользования) N 1 от 05.01.98 участков лесного фонда для заготовки древесины по главному пользованию (Горское лесничество; группа лесов 2; кв. 9 - 11; площадь - 388; ежегодный размер пользования - 5,0 т. м3) устанавливает размер арендной платы в размере лесной подати на древесину, отпускаемую на корню, согласно решению администрации Пермской области.

В соответствии с п. 5.2 договора сроки внесения арендной платы за выписанный по лесобилетам объем древесины определяются в соответствии с порядком, установленным Инструкцией N 25 от 19.04.94, утвержденной Госналоговой службой России.

Как следует из п. 6.4 договора, арендатор приступает к пользованию арендуемым участком с момента выдачи разрешительного документа - лесорубочного билета. Данное условие продиктовано нормами Закона - ст. 42 Лесного кодекса РФ и п. 28б “Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ“, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 551 от 01.06.98, которые указывают, что осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

2 п. 5.1 договора противоречит названным нормам, т.к. содержит условие о внесении арендной платы независимо от использования участков лесного фонда (без выписанного лесорубочного билета).

Суд считает, что данное условие договора ничтожно, т.к. противоречит лесному законодательству. Условие недействительно в силу ст. 112 Лесного кодекса РФ и ст. 168 ГК РФ.

Лесорубочные билеты на лесопользование в кв. 9, 11 по Горскому лесничеству на имя Камского ЛПХ на 2000 год истцом не выдавались, в связи с чем обстоятельства, установленные вступившим в силу решением Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-7598/2000-ГК от 27.09.2000, не имеют преюдициального значения по данному делу. Решение от 27.09.2000 вынесено на основании лесорубочного билета N 12 от 15.02.99 на заготовку древесины в 1999 году.

Взыскание земналога не предусмотрено лесным законодательством. Суд считает, что Осинский лесхоз - ненадлежащий истец для взыскания земналога. Налоги взыскиваются ИМНС.

Кроме того, земналог не предусмотрен договором аренды в составе арендной платы.

Исходя из изложенного, иск удовлетворению не подлежит.

Истец от уплаты госпошлины освобожден.

Руководствуясь ст. 95, 124 - 127, 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермской области

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области.

Судья

Арбитражного суда

Пермской области

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

12 ноября 2002 г. N 6834/02

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Пермской области от 17.08.01 по делу N А50-8108/2001-АК.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Осинский лесхоз обратился в Арбитражный суд Пермской области с иском к Камскому леспромхозу о взыскании 79450 рублей 56 копеек, из которых 75478 рублей 04 копейки - арендная плата и 3972 рубля 52 копейки - земельный налог.

Решением от 17.08.01 в удовлетворении иска отказано.

В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Осинский лесхоз и Камский леспромхоз заключили договор аренды от 05.01.98 N 1 участков лесного фонда, в соответствии с которым лесхоз передал леспромхозу в аренду сроком на 5 лет 388 га лесов 2-й группы.

Ежегодный размер лесопользования определен в объеме 5 тыс. куб. метров древесины на корню по рубкам главного пользования.

Согласно пункту 5.1 договора арендная плата установлена в размере лесной подати на древесину, отпускаемую на корню, по главному пользованию за ежегодную расчетную лесосеку арендуемого участка независимо от ее использования. Арендная плата вносится ежегодно до 20 ноября.

Отказ в удовлетворении иска мотивирован статьей 42 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 6.4 договора, в соответствии с которыми арендатор мог приступить к пользованию арендуемым участком с момента получения разрешительного документа - лесорубочного билета. В 2000 году Камский леспромхоз лесорубочный билет на освоение арендуемого участка лесного фонда не получил. Следовательно, часть 2 пункта 5.1 договора аренды противоречит закону, так как содержит условие о внесении арендной платы независимо от использования участков лесного фонда (без выписанного лесорубочного билета). Исходя из этого, суд посчитал, что данное условие договора ничтожно, поскольку противоречит лесному законодательству.

Этот вывод сделан судом вследствие неправильного применения норм материального права.

Аренда участков лесного фонда является одним из оснований возникновения прав пользования участками лесного фонда и регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством, Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с названной статьей по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок (от 1 года до 49 лет) для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Виды лесопользования перечислены в статье 80 Лесного кодекса Российской Федерации. Заготовка древесины относится к одному из них.

Согласно статье 42 указанного Кодекса осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Одним из оснований для их выдачи является договор аренды.

В силу статьи 105 Кодекса при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

При этом, как указано в пункте 24 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345, размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, годового размера лесопользования на арендуемом участке и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Пунктом 25 Положения арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды.

Стороны заключили договор аренды участков лесного фонда только на один вид лесопользования - заготовку древесины, поэтому арендная плата за арендуемый участок была исчислена в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, исходя из определенного договором ежегодного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданном в аренду.

По договору аренды Камскому леспромхозу установлен ежегодный размер лесопользования - заготовка древесины в объеме 5 тыс. куб. метров на арендуемом участке. В связи с этим расчет арендной платы за арендуемый участок как способ определения размера платежа произведен исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, за разрешенный договором аренды объем возможной заготовки древесины.

При таких обстоятельствах арендатор независимо от того, воспользуется ли он правом на лесопользование (заготовка древесины), обязан внести арендную плату за весь арендуемый участок.

Поскольку судом сделан неправильный вывод о зависимости внесения арендных платежей от получения лесорубочного билета и не проверено, как исчислена сумма иска, решение в этой части подлежит отмене, дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение.

Вывод суда о том, что земельный налог не входит в состав арендной платы, сделан обоснованно, и решение об отказе в удовлетворении иска в этой части принято правомерно и подлежит оставлению без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение от 17.08.01 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-8108/2001-Г-10 в части отказа в удовлетворении иска о взыскании арендной платы в размере 75478 рублей 04 копейки отменить.

Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Пермской области.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ