Судебная практика

Решение от 11 июля 2003 года № 3-45-2003. Решение от 11 июля 2003 года. Республика Коми.

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего Кретова В.В.;

при секретаре Добровольской Н.В.;

с участием прокурора Бадулиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 июля 2003 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми “О перечнях категорий работников и видов работ, при выполнении которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения“ от 22 декабря 1992 года N 47-7, Перечня категорий работников, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и Перечня работ, при выполнении которых может предоставляться служебная жилая площадь, утвержденных Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 года N 47-7,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми “О перечнях категорий работников и видов работ, при выполнении которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения“ от 22 декабря 1992 года N 47-7, Перечня категорий работников, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и Перечня работ, при выполнении которых может предоставляться служебная жилая площадь, утвержденных Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 года N 47-7. В обоснование заявления указал, что в приведенных выше нормативных правовых актах незаконно урегулированы правовые вопросы предоставления служебных жилых помещений, которые в силу норм действующего федерального законодательства отнесены к предмету исключительного ведения Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.

Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своих представителей.

Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 26 ГПК РФ и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями находит заявление прокурора Республики Коми допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.

Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями п. “в“ ст. 71, п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации, а жилищное законодательство в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст. 3), “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ст. 1, 3-1) с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципов невмешательства в предметы ведения Российской Федерации и соответствия принятых ими в пределах совместного ведения с Российской Федерацией законов и иных нормативных правовых актов федеральным законам.

Анализ Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми “О перечнях категорий работников и видов работ, при выполнении которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения“ от 22 декабря 1992 года N 47-7 и утвержденных им Перечня категорий работников, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и Перечня работ, при выполнении которых может предоставляться служебная жилая площадь, применительно к указанному выше конституционному принципу свидетельствует, что эти правовые акты не согласуются с федеральным законодательством, поскольку непосредственно затрагивают вопросы, которые могут быть урегулированы только в нормативных правовых актах федерального значения.

федеральным законам.

Так, из содержания приведенных выше Постановления и Перечней следует, что в Республике Коми на законодат установлены перечень категорий работников, в том числе работающих (проходящих службу) в федеральных государственных органах, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и перечень работ, при выполнении которых работникам может предоставляться служебная жилая площадь.

федеральным законам.



Таким образом, в Постановлении и Перечнях непосредственно урегулированы права и свободы граждан в области жилищных отношений, касающихся предоставления отдельным категориям граждан служебных жилых помещений, в отношении которых ст. 101, 106, 107, 108 Жилищного кодекса РСФСР установлен особый статус, заключающийся в наличии специальных условий предоставления этих помещений и ограничений во владении, пользовании и распоряжении данным жильем, что в соответствии с требованиями ст. 55, 71, 76 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи со ст. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями является недопустимым, поскольку осуществление правовой регламентации вопросов о статусе предоставляемых гражданам жилых помещений в связи с характером их работы (службы) в силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующих гражданам стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилыми помещениями во всех разновидностях жилищного фонда, если иное не предусмотрено федеральным законом, и ст. 102, 104, 105 Жилищного кодекса РСФСР отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми “О перечнях категорий работников и видов работ, при выполнении которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения“ от 22 декабря 1992 года N 47-7, Перечень категорий работников, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и Перечень работ, при выполнении которых может предоставляться служебная жилая площадь, утвержденные Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 года N 47-7 подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ сообщение о решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми “О перечнях категорий работников и видов работ, при выполнении которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения“ от 22 декабря 1992 года N 47-7 и утвержденных им Перечня категорий работников, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и Перечня работ, при выполнении которых может предоставляться служебная жилая площадь, подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми “О перечнях категорий работников и видов работ, при выполнении которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения“ от 22 декабря 1992 года N 47-7, Перечень категорий работников, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и Перечень работ, при выполнении которых может предоставляться служебная жилая площадь, утвержденные Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 года N 47-7.

Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми “О перечнях категорий работников и видов работ, при выполнении которых могут быть предоставлены служебные жилые помещения“ от 22 декабря 1992 года N 47-7, Перечня категорий работников, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, и Перечня работ, при выполнении которых может предоставляться служебная жилая площадь, утвержденных Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 года N 47-7, подлежит опубликованию в газете “Республика“.

На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий

В.В.КРЕТОВ