Судебная практика

О признании недействующими пунктов 1.11 и 3.21 приложения 5 к Порядку предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 13.02.2009 N 66-п. Решение от 21 сентября 2009 года. Пермский край.

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Жужговой Л.Л., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., поддержавшей заявленные требования, представителей Правительства Пермского края Овсянниковой Л.А. и Шуляка В.И., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 21 сентября 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений приложения 5 к Порядку предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 13 февраля 2009 года N 66-п “О государственной поддержке сельскохозяйственного производства“,

установил:

В соответствии с пунктами 3.1 и 3.1.2 данного Порядка государственная поддержка сохранения плодородия почв осуществляется путем предоставления субсидий получателям субсидий на возмещение части затрат по приобретению в текущем году прочих средств химизации: гербициды, фунгициды, протравители, инсектициды и др. - по твердым ставкам за 1 тонну (1 тысячу литров) согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

Пунктами 1.11 и 3.21 приложения 5 к указанному Порядку .

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими данных пунктов указанного приложения в связи с их противоречием законодательству Российской Федерации. В обоснование своего требования заместитель краевого прокурора указал, что препараты “Топтун“ и “Грандсил-Ультра“ не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в связи с чем на основании статьи 3 Федерального закона “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ их оборот не допускается.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Кузнецова И.А. заявленные требования поддержала.

Представители Правительства Пермского края Овсянникова Л.А. и Шуляк В.И., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления, полагая, что отсутствует противоречие оспариваемого нормативного правового акта положениям федерального законодательства. При этом они сослались на то, что в соответствии с графой 2 приложения 5 имеющаяся сноска предусматривает, что выплата субсидий производится по средствам защиты растений, включенным в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. С учетом данной сноски исключена возможность предоставления субсидий на возмещение части затрат по приобретению средств защиты растений, исключенных из Государственного каталога.

Также в соответствии с пунктом 3.3.5 Порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13 февраля 2009 года N 66-п, предоставление копии сертификатов соответствия средств защиты растений является обязательным условием предоставления субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по приобретению средств защиты растений. Выдача сертификатов соответствия производится лишь после государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов.

Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов утвержден Приказом Минсельхоза России от 10 июня 2007 года N 357. Согласно этому Порядку установлен срок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов длительностью 2 года и 10 лет. По истечении срока регистрации препарата он исключается из Государственного каталога, инициируется процедура включения препарата на новый срок. Таким образом, в Государственный каталог регулярно вносятся изменения и дополнения. Поскольку постановление Правительства Пермского края принято на конкретную дату, не исключена ситуация, когда содержащийся в приложении 5 к Порядку предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства перечень средств будет противоречить данным Государственного каталога.

Кроме того, представители краевого Правительства полагали, что Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 13 февраля 2009 года N 66-п, не регулируются вопросы безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а регламентируется механизм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в связи с чем полагали, что невключение препаратов “Топтун“ и “Грандсил-Ультра“ в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Федеральному закону “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В силу положений, предусмотренных статьями 2, 3 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

На основании пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 той же статьи настоящего Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.



Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Постановлением Правительства Пермского края от 13 февраля 2009 года N 66-п утвержден Порядок предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в соответствии с которым такая поддержка осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по ряду мероприятий краевой целевой программы “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы“.

На основании пунктов 3.1 и 3.1.2 указанного Порядка государственная поддержка сохранения плодородия почв осуществляется путем предоставления субсидий получателям субсидий на возмещение части затрат по приобретению в текущем году прочих средств химизации: гербициды, фунгициды, протравители, инсектициды и др. - по твердым ставкам за 1 тонну (1 тысячу литров) согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

Приложением 5 к настоящему Порядку предусмотрены ставки субсидий на приобретение средств защиты растений, при этом в данном приложении указаны наименования средств защиты растений, единицы их измерения, а также ставки субсидий за 1 тонну (1 тысячу литров) каждого средства, перечисленного в приложении 5.

Пунктами 1.11 и 3.21 данного приложения .

Указанные средства защиты растений не включены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, что подтверждается письмом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю и не оспаривается представителями Правительства Пермского края.

Установив в приложении 5 перечень средств защиты растений, приобретение которых дает право на предоставление субсидий, Правительство Пермского края определило условия предоставления субсидий. Между тем, к условиям предоставления субсидий не могло быть отнесено приобретение пестицидов и агрохимикатов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, в связи с чем пункты 1.11 и 3.21 данного приложения не соответствуют нормам федерального законодательства и подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Установленный в данной правовой норме запрет корреспондируется с положениями статьи 23 настоящего Федерального закона, в силу которой граждане и юридические лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, имеют право приобретать и реализовывать пестициды и агрохимикаты, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предусмотрев в пунктах 1.11 и 3.21 приложения 5 к Порядку предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в качестве условия предоставления субсидии приобретение средств защиты растений, которые не прошли государственную регистрацию и не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, краевое Правительство не обеспечило соответствие регионального законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законодательству Российской Федерации.

Между тем, согласно статье 5 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относятся:

исполнение законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законодательству Российской Федерации и контроль за его исполнением.

Не может быть признан обоснованным довод представителей краевого Правительства о том, что оспариваемыми прокурором нормами не регулируются отношения в области обращения с пестицидами и агрохимикатами. Поскольку Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в качестве условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение указанных в данном Порядке пестицидов и агрохимикатов регламентирован конкретный перечень средств защиты растений, постановление Правительства Пермского края в части перечня таких средств защиты растений должно соответствовать законодательству Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Не может быть принят во внимание и довод представителей заинтересованного лица в той части, что имеющаяся в приложении 5 сноска предусматривает выплату субсидий лишь по средствам защиты растений, включенным в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а пункт 3.3.5 Порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства обязывает получателей субсидий предоставлять копии сертификатов соответствия средств защиты растений. Доводы в этой части не свидетельствуют о том, что пункты 1.11 и 3.21 приложения соответствуют положениям Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ.



На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1.11 и 3.21 приложения 5 к Порядку предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 13 февраля 2009 года N 66-п “О государственной поддержке сельскохозяйственного производства“.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 24 сентября 2009 года.

Судья п.п.

ВАСИЛЬЕВА О.А.