Судебная практика

По делу о проверке конституционности положений пункта “б“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 “О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“. Постановление от 06 июля 1998 года. Республика Карелия.

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей Батмановой Л.В., Кырнышевой Т.Д., Толстова С.Г.,

с участием стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Республики Коми - гражданки Загировой К.Н., стороны, принявшей оспариваемый акт - представителя Главы Республики Коми Кондакова В.Ф. - заместителя министра труда и занятости населения Республики Коми,

руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 32, 68, 80, 90, 91, 93 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта “б“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 “О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Загировой К.Н., соответствующее требованиям статьи 90 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми пункта “б“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 “О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“.

Заслушав выступление судьи - докладчика Кырнышевой Т.А., объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание: от Прокуратуры Республики Коми - Лаговец Т.С., специалиста Арапова Н.Т., кандидата юридических наук, профессора, исследовав имеющиеся документы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

На основании этих положений гражданке Загировой К.Н., состоящей на учете в центре занятости г. Сыктывкара в качестве безработной, была предложена работа уборщицы школы N 1 г. Сыктывкара, от которой она отказалась, как не соответствующей ее квалификации бухгалтера промышленных предприятий и проработавшей бухгалтером - кассиром с 1979 по 1987 год. Загирова К.Н. была снята с учета в Центре занятости населения, ей прекращена выплата пособия по безработице из-за отказа от предложенной работы уборщицы, о чем сделана отметка в удостоверении безработного. В своей жалобе гражданка Загирова К.Н. указывает на предусмотренное Конституцией Республики Коми (статья 38) право на защиту от безработицы и на гарантированность социального обеспечения в случаях, установленных законом (статья 40).

Предоставление неподходящей работы, по мнению заявителя, считается нарушением конституционных прав работника и нарушением статьи 4 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 91 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ жалоба гражданки Загировой К.Н. является допустимой, поскольку оспариваемая норма затрагивает конституционные права заявителя, регулируется нормами конституционного права и была применена органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области занятости населения, в конкретном деле.

Представитель Главы Республики Коми полагает, что Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“, а затем изменения и дополнения, внесенные Указом Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100, приняты в соответствии со статьей 7 Федерального закона “О занятости населения в Российской Федерации“ и статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми о разграничении полномочий в области социально - экономического развития, подписанного 20 марта 1996 года. Соглашение предоставляет право Правительству Республики Коми при возникновении чрезвычайных ситуаций в сфере занятости самостоятельно принимать необходимые меры по стабилизации положения и предупреждению негативных социальных последствий в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.

Учитывая то, что уровень безработицы за 1 квартал 1996 года достиг 6 процентов, страховой взнос в фонд занятости уменьшился до 1,5 процентов, в Республике Коми были приняты меры по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда, предусмотренные вышеназванными Указами Главы Республики Коми. Эти нормативные акты, по мнению представителя Главы Республики Коми, не нарушают конституционного права на труд граждан и право на защиту от безработицы.

Кроме того, гражданке Загировой К.Н. предложена подходящая работа в качестве уборщицы, так как она не работает более трех лет, а квалификацию бухгалтера она потеряла в связи с изменением положений о бухгалтерском учете.

В соответствии со статьей 3 (части 2 и 3) Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов, и решает исключительно вопросы права.

Поэтому Конституционный Суд Республики Коми не обсуждает конкретные обстоятельства, связанные со снятием с учета гражданки Загировой К.Н. в центре занятости населения г. Сыктывкара, а решает вопрос о конституционности нормы, предусматривающей защиту граждан от безработицы.

Статья 64 Конституции Республики Коми (пункт “к“ части 1) относит трудовое законодательство, которое регулирует обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд, а также вопросы социальной защиты (пункт “ж“ части 1), к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает в соответствии с частью 2 статьи 64 Конституции Республики Коми, что Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование по вопросам трудового законодательства в соответствии с федеральными законами. Таким федеральным законом по вопросу, рассматриваемому по данному делу, является Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ в редакции от 22 марта 1996 года. Согласно пункту 2 статьи 7 вышеназванного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Федеральным Законом предусмотрено также право субъектов Российской Федерации устанавливать иные, не противоречащие этому закону условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения приведенного в статье 4 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодательство, регулирующее вопросы занятости населения, состоит не только из федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, но и нормативных актов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с их компетенцией.

Осуществляя государственную политику в вопросах, связанных с занятостью населения, в Республике Коми в целях стабилизации ситуации на рынке труда Указом Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“ определен особый порядок, регламентирующий деятельность органов исполнительной власти в период возникновения напряженной ситуации на рынке труда в республике, которая признается напряженной в случае достижения уровня безработицы в целом по республике 5 и более процентов решением Главы Республики Коми (пункт “а“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 “О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“). Ситуация на рынке труда в Республике Коми признана напряженной Распоряжением Главы Республики Коми от 24 апреля 1996 года N 429-р. Согласно статистическим данным уровень безработицы в Республике Коми в 1998 году остается высоким (более 6 процентов). Статья 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми о разграничении полномочий в области социально - экономического развития от 20 марта 1996 года предоставляет право Правительству Республики Коми самостоятельно принимать меры по стабилизации положения при возникновении чрезвычайных ситуаций в сфере занятости в соответствии с действующим законодательством. Это, по мнению представителя Главы Республики Коми, остается целесообразным для продолжения государственной политики республики Коми в сфере занятости населения.

Однако, только целесообразность для предотвращения критических ситуаций на рынке труда без учета действующего законодательства не может быть основанием правового регулирования. Кроме того, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми от 20 марта 1996 года, в обеспечение которого и подписано Соглашение, также указывает на то, что Республика Коми осуществляет правовое регулирование в пределах своей компетенции на основании федеральных законов.

На период напряженной ситуации на рынке труда действует оспариваемая заявителем норма, предусматривающая определение подходящей работы как любой оплачиваемой работы, не требующей предварительной подготовки, в том числе временного характера, отвечающей требованиям законодательства о труде. Отказ от предлагаемой работы расценивается как отказ от подходящей работы с последующим снятием с учета и прекращением на весь период действия напряженной ситуации выплаты пособия по безработице.

Проверяя пункт “б“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 “О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“ о соответствии его положений Конституции Республики Коми, следует указать на противоречивость в самом содержании нормы. Безработному на период напряженной ситуации на рынке труда предлагается любая оплачиваемая работа, не требующая предварительной подготовки, в том числе и временного характера, и в то же время отвечающая требованиям законодательства о труде. Такие требования законодательства определены главой III-А Кодекса законов о труде Российской Федерации, регулирующей обеспечение занятости и гарантий реализации права на труд. Статья 40 КЗоТ РФ среди гарантий реализации права граждан на труд предусматривает бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости, а часть 2 этой статьи, определяя правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд, отсылает к законодательству, регулирующему вышеназванные вопросы. Определение подходящей работы дает статья 4 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“. Субъект Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 7 вышеназванного Закона своим законодательством может уточнить определение этого понятия только с целью усиления социальной защищенности граждан. Пункт “б“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 своим определением подходящей работы, напротив, ограничил права безработных граждан, хотя ограничение прав и свобод граждан в соответствии с частью 3 статьи 18 Конституции Республики Коми возможно только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ подходящей работой считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места, при этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Далее частью 3 статьи 4 Федерального закона предусмотрено другое определение подходящей работы как оплачиваемой работы, не требующей предварительной подготовки, включая работу временного характера, отвечающую требованиям законодательства о труде, что и соответствует содержанию определения подходящей работы, заложенному в пункте “б“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100, но федеральный закон это понятие распространяет только на следующие категории граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Этот перечень категорий граждан, которым может быть предложена вышеуказанная оплачиваемая работа и при этом она считается подходящей работой, ограничен и не подлежит расширительному толкованию.

Кроме того, по смыслу пункта “б“ Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 безработный снимается с учета после первого отказа от предложенной работы с прекращением выплаты пособия по безработице. Статьей 35 Федерального закона “О занятости населения в Российской Федерации“ предусмотрены основания прекращения, приостановки, выплаты пособия по безработице. В соответствии с частью 3 статьи 35 указанного Закона отказ безработного от двух вариантов подходящей работы влечет не снятие с учета, а только приостановление выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев.

Таким образом, давая понятие подходящей работы и устанавливая порядок снятия с учета после первого отказа от предложенной работы, Указ Главы Республики Коми от 11 апреля 1996 года N 100 “О внесении изменений и дополнений в Указ Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 года N 217 “О мерах по снижению напряженности и регулированию ситуации на рынке труда“ (пункт “б“) не усилил социальную защищенность граждан, а, наоборот, ограничил их права, а именно право на защиту от безработицы, право на свободный труд и социальное обеспечение на период безработицы. Законы и иные правовые акты Республики Коми в соответствии с частью 1 статьи 65 Конституции Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 64, частью 1 статьи 65 Конституции Республики Коми, статьями 72, 73, 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

Председательствующий

Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:

Л.В.БАТМАНОВА

Т.А.КЫРНЫШЕВА

С.Г.ТОЛСТОВ