Судебная практика

По делу о проверке конституционности пункта 1 (в части установления лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами - бензин автомобильный - приложение N 2) и пункта 2 решения Совета г. Воркуты от 11 апреля 1996 г. “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“. Постановление от 19 июня 1997 года. Республика Карелия.

Конституционной Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф.Пунегова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой,

с участием Доценко В.Е., обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Республики Коми по поручению коллектива работников ОАО “Коминефтепродукт“, приглашенного в заседание эксперта Арапова Н.Т., кандидата юридических наук, профессора,

руководствуясь частью третьей статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 1 (в части установления лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами - бензин автомобильный - приложение N 2) и пункта 2 решения Совета г. Воркуты “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Доценко В.Е., представляющей интересы коллектива работников ОАО “Коминефтепродукт“, соответствующее требованиям статей 90 и 91 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми пункт 1 (в части установления лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами - бензин автомобильный - приложение N 2) и пункт 2 решения Совета г. Воркуты “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“, принятого 11 апреля 1996 года.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Т.А.Кырнышевой, объяснения стороны, обратившейся с жалобой, отзыв стороны, принявшей оспариваемый акт, показания свидетеля - ведущего юрисконсульта юридического отдела Государственной налоговой инспекции по Республике Коми, заключение эксперта, исследовав представленные документы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Пунктом 2 этого же решения установлен срок введения местных налогов и сборов с 1 января 1996 года.

Обратившийся в Конституционный Суд Республики Коми коллектив работников открытого акционерного общества “Коминефтепродукт“ с жалобой на неконституционность пункта 1 (в части установления лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами - бензин автомобильный) и пункта 2 решения Совета г. Воркуты от 11 апреля 1996 года считает, что данное решение, устанавливая срок введения местных налогов и сборов с 1 января 1996 года (п. 2), ухудшает положение налогоплательщиков, а потому противоречит ст. 47 Конституции Республики Коми, а также, устанавливая лицензионный сбор за право торговли подакцизными товарами (бензин автомобильный - приложение N 2) в пункте 1, нарушает право работников на оплату труда и социальное обеспечение, т.к. отвлекаются заработанные денежные средства для уплаты лицензионного сбора. Лицензионный сбор оплачивается Воркутинским филиалом ОАО “Коминефтепродукт“, который не является юридическим лицом и не имеет самостоятельного баланса. Согласно данным, имеющимся в деле, в 1996 году Воркутинским филиалом уплачено налога в виде лицензионного сбора за право торговли бензином автомобильным в сумме 362 792 998 рублей.

По мнению заявителя, пункт 1 решения Совета г. Воркуты в части установления лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами (бензин автомобильный) противоречит пункту “и“ части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми, так как установление общих принципов налогообложения и сборов относится к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми, по которым издаются федеральные законы, каким по этому предмету является Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Совет г. Воркуты с жалобой не согласился и в своем ходатайстве, представленном в суд к моменту рассмотрения дела, просит дело прекратить, ссылаясь на несоответствие коллективной жалобы граждан требованиям статей 90 и 91 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“. Суд указанное ходатайство отклонил, поскольку в порядке подготовки дела к слушанию, а также в судебном заседании установлено, что пунктами 1 (в части лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами - бензин автомобильный - приложение N 2) и 2 решения Совета г. Воркуты “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“ нарушаются права конкретных граждан, а именно права на оплату труда и социальное обеспечение, и оспариваемый нормативный акт применен в конкретном деле - при уплате лицензионного сбора за право торговли бензином автомобильным.

Поэтому жалоба коллектива работников ОАО “Коминефтепродукт“ отвечает требованиям Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ (статьям 90 и 91), и ее следует признать допустимой.

Предметом жалобы являются нормы пунктов 1 (в части установления лицензионного сбора подакцизными товарами - бензин автомобильный) и 2 решения Совета г. Воркуты от 11 апреля 1996 года “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“.

В соответствии со статьей 64 Конституции Республики Коми (пункт “и“ части 1) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, а законы и правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации (статья 65, часть 1). Следовательно, разрешая данную жалобу, Конституционный Суд Республики Коми должен проверить решение Совета г. Воркуты от 11 апреля 1996 года “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“ в части, обжалуемой заявителем, по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти Республики Коми и органов государственной власти Российской Федерации, по которому издаются федеральные законы.

Таким федеральным законом, регулирующим принципы налогообложения, и сборов является Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, абзац 2 пункта 2 статьи 18 которого не позволяет органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и сборы, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.



Эти принципы обеспечивают единство налоговой политики и единство экономического пространства, которые не допускают ограничения перемещения товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства и не позволяют переносить уплату налогов на налогоплательщиков других местностей.

Статьей 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, регулирующей местные налоги, предусмотрен лицензионный сбор за право торговли из перечня подакцизных товаров только винно - водочными изделиями (подпункт “л“ пункта 1).

Лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленными порядком акцизами, введено Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1992 года N 1311 “О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции“, и этим же указом рекомендовано местным советам народных депутатов установить размер платы за торговлю товарами, облагаемыми акцизами, в соответствии с объявленным доходом от их реализации.

Руководствуясь этим Указом, 28 апреля 1993 года Верховный Совет Республики Коми внес изменения и дополнения в действующее постановление Верховного Совета Коми ССР от 28 февраля 1992 года “О порядке применения на территории Коми ССР законодательства Российской Федерации о налогах“, которыми предусмотрено право местных Советов народных депутатов, кроме общеобязательных местных налогов и сборов, вводить дополнительные виды налогов, суммы платежей по которым зачисляются в бюджеты этих Советов, в том числе и лицензионный сбор за право торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами (подпункт “п“ пункта 6). Положение о порядке лицензирования товарами, облагаемыми акцизами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Коми от 30 августа 1993 года N 471, рекомендует местным Советам народных депутатов устанавливать размер платы за лицензию товарами, облагаемыми акцизами, в процентах в соответствии с объявленным доходом от их реализации (товарооборотом). Совет г. Воркуты решением от 11 апреля 1996 года “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“ устанавливает размер лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами в зависимости от стоимости реализованных товаров без НДС.

Таким образом, Совет г. Воркуты, устанавливая своим решением введение местных налоговых сборов в 1996 году, руководствовался Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1992 года N 1311 “О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции“ и Положением о порядке лицензирования товарами, облагаемыми акцизами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Коми от 30 августа 1993 года N 471.

Учи принцип налогообложения, предусмотренный абзацем 2 пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в редакции Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 года “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России“, законодатель установил, что дополнительные налоги органами государственной власти всех уровней могут быть введены только на основании законодательных актов Российской Федерации. Этот принцип подтвержден постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ по запросу Конституционного Суда Республики Коми. Поэтому решение Совета г. Воркуты от 11 апреля 1996 года “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“ в части установления лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами (бензин автомобильный - приложение N 2) является неконституционным.

Кроме того, согласно статье 47 Конституции Республики Коми каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, какими следует считать налоги и сборы, установленные федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 106 Конституции Российской Федерации. Указ Президента от 29 октября 1992 года, предусматривающий введение лицензирования, только рекомендует местным Советам народных депутатов устанавливать плату за торговлю подакцизными товарами. Законодательный орган, устанавливающий основные принципы налогообложения и сборов и вносивший изменения в Федеральный закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ после издания Указа Президента N 1311 “О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции“ 22 декабря 1992 года, 21 мая 1993 года, 21 мая 1994 года, не отразил положения вышеназванного Указа, и статья 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ не дополнена лицензионным сбором за право торговли подакцизными товарами.

Статья 47 Конституции Республики Коми, кроме обязанности каждого платить законно установленные налоги, предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Оспариваемый пункт 2 решения Совета г. Воркуты от 16 апреля 1996 года “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“, предусматривающий срок введения местных налогов и сборов с 1 января 1996 года, касается всех налогов, указанных в пункте 1 данного решения. В соответствии со статьей 68 (часть 3) Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ Конституционный Суд Республики Коми принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. Основным предметом коллективной жалобы в настоящем деле, как установлено, и в судебном заседании является пункт 1 решения Совета г. Воркуты “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“ в части установления лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами (бензин автомобильный - приложение N 2). Других налогов, предусмотренных пунктом 1, Воркутинский филиал ОАО “Коминефтепродукт“ в 1996 году не платил, поэтому пункт 2 оспариваемого нормативного акта применен в конкретном деле с 1 января 1996 года только в отношении уплаты лицензионного сбора за право торговли бензином автомобильным, а не других местных налогов и сборов.

В связи с признанием неконституционности пункта 1 решения Совета г. Воркуты от 11 апреля 1996 года “О введении местных налогов и сборов в 1996 году“ вынесение постановления по вопросу о неконституционности пункта 2 данного решения теряет юридический смысл.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 47, 64 (пункт “и“ части 1), 65 (часть 1), 100 (части 3, 5) Конституции Республики Коми, статьями 66 (часть 1), 68, 69, 73, 74, 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

Председательствующий

П.Ф.ПУНЕГОВ

Судьи:



Л.В.БАТМАНОВА

Т.А.КЫРНЫШЕВА