Судебная практика

По делу о проверке конституционности положений статей 5 и 7 Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ в связи с жалобой гражданина В.А.Толчинского. Постановление от 18 января 2000 года. Республика Карелия.

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова

с участием гражданина В.А.Толчинского, представителя Государственного Совета Республики Коми А.В.Турковой - заведующей отделом социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми М.А.Логиновой - консультанта отдела социального законодательства Государственно - правового управления Главы Республики Коми и А.Н.Лукиной - главного специалиста отдела юридической и кадровой работы Министерства Республики Коми по социальным вопросам,

руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми и пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 32, 68, 90-93 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статей 5 и 7 Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ от 17 марта 1997 года.

Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданина В.А.Толчинского на нарушение его конституционных прав и свобод указанными положениями Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“.

Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми установленные этими положениями критерии оценки нуждаемости граждан для оказании им мер социальной защиты, а также основания к отказу в применении таких мер.

Заслушав сообщение судьи - докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителя Прокуратуры Республики Коми Е.Д.Бойцовой - прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Коми, представителя Управления по социальным вопросам муниципального образования “Город Сыктывкар“ Г.В.Аникиенко - начальника информационно - аналитического отдела Министерства Республики Коми по социальным вопросам, Н.Т.Арапова - консультанта Конституционного Суда Республики Коми, кандидата юридических наук, профессора, объяснения свидетеля Н.Н.Насоновой - заведующей отделением по начислению, контролю и выплате социальных пособий нуждающимся семьям муниципального учреждения “Центр социальной помощи семье и детям“, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

По мнению заявителя, указанные положения закона и применяемая в соответствии с ними методика оценки нуждаемости семьи в Республике Коми нарушают его права, закрепленные в статьях 11, 19, 22, 35 и 36 Конституции Республики Коми, поскольку вынуждают его для получения социального пособия отчуждать свою собственность без его желания, а также неправильно учитывают в качестве доходов фактически не полученные им денежные средства в виде различных льгот. Из уточненной в судебном заседании позиции В.А.Толчинского следует, что он оспаривает положения частей 3, 4 и 5 статьи 5, а также части 2 статьи 7 Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“. Кроме того, заявитель просил признать не соответствующей Конституции Республики Коми вышеуказанную Методику в части учета элементов экономического потенциала семьи.

Конституция Республики Коми в соответствии с целями социальной политики государства, закрепленными в ее статье 11 (часть 1), гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных Законом. Социальные пособия устанавливаются Законом (статья 40). Осуществляя данное полномочие, законодатель предусмотрел в Законе Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ адресную помощь дополнительно к мерам социальной поддержки населения, предоставляемой на федер Адресный характер этой помощи состоит в ее предоставлении конкретным действительно нуждающимся лицам на основании достоверной информации. При этом законодатель вправе устанавливать определенные правила подсчета среднедушевого дохода в семьях граждан, чей доход ниже прожиточного минимума, включая в такой доход не только деньги, но и имеющееся в семье имущество и имущественные права, что соотносится с понятием и видами объектов гражданских прав, перечисленных в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обозначение такого имущества и имущественных прав понятием “экономический потенциал“ применительно к предполагаемой социальной помощи является вполне корректным.

Закрепление в Законе “О прожиточном минимуме в Республики Коми“ определенных критериев оценки установления статуса нуждающейся семьи имеет целью исключить со стороны отдельных граждан злоупотребление правом на получение государственной социальной помощи, порядок предоставления и размер которой непосредственно зависят от реальных возможностей государственного бюджета, то есть от имеющегося на эти цели объема финансовых средств.

Доводы заявителя о том, что закрепленные в этом Законе правила оценки нуждаемости семьи ограничивают его права как собственника имущества, продекларированные в статьях 35 и 36 Конституции Республики Коми, не являются обоснованными, поскольку Закон “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ не обязывает граждан к отчуждению имущества либо иному обязательному поведению по владению, пользованию или распоряжению этим имуществом, а ставит такое поведение граждан по отношению к своему имуществу в качестве условия для получения социальной помощи, то есть законодатель создает условия для принятия гражданами всех возможных мер, исходя из их имущественного положения, для максимального самообеспечения. Такие нормы выступают дополнительной гарантией прав и законных интересов иных граждан, что согласуется с требованиями статьи 15 (часть 3) Конституции Республики Коми и не ущемляет конституционных прав заявителя.

Кроме того, и в Федеральном законе от 24 октября 1997 года “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“ (статья 6), и в Федеральном законе от 17 июля 1999 года “О государственной социальной помощи“ (вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“) в качестве основания назначения государственной социальной помощи также установлена обязанность малообеспеченных граждан предоставлять сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем им и семье имуществе на праве собственности, достоверность которых может быть проверена органами социальной защиты населения.

Следовательно, оспариваемые в жалобе нормы не могут рассматриваться в качестве ограничивающих право малоимущих граждан на получение государственной социальной помощи.

При этом суд не оценивает эти нормы на предмет их соответствия статьям 12, 19 и 22 Конституции Республики Коми, поскольку заявитель В.А.Толчинский не привел каких-либо доводов в обоснование своего требования о признании их не соответствующими этим статьям.

Статья 5 (часть 5) Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ вводит правило, по которому оценка нуждаемости семьи осуществляется в соответствии с методикой, утверждаемой Главой Республики Коми. Проверяя доводы заявителя о признании неконституционной этой методики, суд установил, что до настоящего времени Главой Республики Коми не утверждена методика оценки нуждаемости семьи в Республике Коми, что исключает возможность ее проверки на предмет конституционности, поскольку представленный в суд набор правил, озаглавленный как “Методика оценки нуждаемости семьи в Республике Коми“ не имеет нормативно - правового характера. Поэтому суд отказывает в рассмотрении жалобы В.А.Толчинского в части признания неконституционной методики оценки нуждаемости семьи в Республике Коми.

На основании статьи 80 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ Конституционный Суд Республики Коми проверяет соответствие нормативных актов Конституции Республики Коми по содержанию норм, по форме акта, по порядку принятия, опубликования или введения в действие. При этом оценивается как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Конституционный Суд Республики Коми не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении (пункты 2 и 3 статьи 68).

Признавая соответствующей Конституции Республики Коми статью 5 Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“, Конституционный Суд Республики Коми исходит из буквального смысла рассматриваемой нормы. Вместе с тем, часть 5 этой статьи содержит императивное условие о том, что оценка нуждаемости семьи осуществляется по строго определенным правилам, вводимым в нормативно - правовом порядке (утверждается Главой Республики Коми). Эта норма была введена в Закон Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ 3 февраля 1999 года, то есть значительно позже принятия самого Закона, что свидетельствует о стремлении законодателя придать закону логичный и завершенный вид, поскольку критерии оценки нуждаемости семьи наряду с понятиями “прожиточный минимум“ и “среднедушевой доход“ являются основообразующими в механизме правоприменения Закона “О прожиточном минимуме в Республике Коми“. Эти критерии, по воле законодателя Республики Коми, должны быть установлены и утверждены нормативно - правовым актом Главы Республики Коми в виде методики по оценке нуждаемости семьи в Республике Коми, что придало бы закону его единообразное применение и обеспечило бы всем гражданам равное право на пользование определенной социальной помощью государства. То обстоятельство, что указанная методика до сих пор не утверждена, исключает правовую гарантию равенства граждан перед законом и судом, провозглашенную в статье 17 (часть 1) Конституции Республики Коми. Отсутствие нормативно закрепленных правил определения нуждающихся граждан в сфере применения такого специфичного закона, каким является Закон “О прожиточном минимуме в Республике Коми“, имеющий целью обеспечить адресную направленность государственной социальной помощи, не исключает произвольного подхода к нему правоприменителей, что недопустимо.


Таким образом, сложившаяся в Республике Коми практика правоприменения и толкования части 5 статьи 5 Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ органами социальной защиты населения и Главой Республики Коми не соответствует Конституции Республики Коми, ее статье 17 (части 1).

В настоящее время Закон Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ вступил в силу и применяется, поэтому приостановление его действия затронуло бы права и интересы лиц, к которым в соответствии с этим Законом применяются меры адресной социальной помощи. По этой причине Конституционный Суд Республики Коми, не приостанавливая действия закона, полагает необходимым предложить Главе Республики Коми незамедлительно принять и утвердить методику оценки нуждаемости семьи в Республике Коми.

На основании изложенного, руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 80, 93, 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

Признать часть 5 статьи 5 Закона Республики Коми “О прожиточном минимуме в Республике Коми“ с учетом смысла, придаваемого ей правоприменительной практикой как предусматривающую возможность ненормативной, произвольной оценки нуждаемости семьи, не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статье 17 (части 1).

Предложить Главе Республике Коми незамедлительно принять и утвердить методику оценки нуждаемости семьи в Республике Коми.

Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Постановление Конституционного Суда Республики Коми подлежит незамедлительному опубликованию в “Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми“ и газете “Республика“.

Председательствующий

Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:

Л.В.БАТМАНОВА

Т.А.КЫРНЫШЕВА

П.Ф.ПУНЕГОВ