Судебная практика

Решение от 22 января 2002 года № 3-3/2002. Решение от 22 января 2002 года. Республика Коми.

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего Сажина А.В.,

при секретаре Козловой С.Н.,

с участием прокурора Бойцовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 января 2002 г. дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению отдельных норм Указа Главы Республики Коми от 22 октября 1996 г. N 278 “О дополнительных мерах по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, а также членов их семей и о программе строительства и приобретения жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы“ жилья гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку“,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 4 полностью, абзаца 4 п. 6 и п. 7 в части слов “администрации городов и районов“, п. 8 в части слов “военному комиссару Республики Коми вопросам осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка и очередности предоставления безвозмездной финансовой помощи гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку, и членам их семей“ Указа Главы Республики Коми от 22 октября 1996 г. N 278 “О дополнительных мерах по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, а также членов их семей и о программе строительства и приобретения жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы“ жилья гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку“, указав, что оспариваемые нормы приняты с превышением полномочий Главы РК, незаконно ограничивают права органов местного самоуправления, не соответствуют положениям федерального законодательства, определяющего порядок определения размера безвозмездной финансовой помощи и не предусматривающего органов власти административно - территориальных образований.

Представитель Главы Республики Коми Кононова О.Г. заявленные прокурором требования признала.

Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, Верховный Суд Республики Коми находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. “а“ ч. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения соответствия конституций, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.

Органы власти административно - территориальных образований, осуществлявшие ранее исполнительную власть на местах, в настоящее время упразднены. В соответствии с основанными на положениях ст. ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации нормами Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 14, 15, 17, 18) местное самоуправление есть самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои, не входящие в систему органов государственной власти, органы вопросов местного значения.

В соответствии с п.п. 2, 3 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.99 N 1372, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота), на территории которых они находятся. Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пункты 4 и 8 оспариваемого Указа Главы РК, содержащие правовые предписания в адрес органов местного самоуправления и военного комиссара РК, приняты с превышением полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также средства, выделяемые для этих целей Правительством Российской Федерации и органами военного управления, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 и 3 Положения “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 (с последующими изменениями и дополнениями), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно - строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:

от 10 до 25 лет - не менее 75 процентов;

25 лет и более - 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно - строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).

В таких же размерах безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной общей продолжительностью военной службы оказывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой в установленном порядке.

Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается:

военнослужащим - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по месту военной службы за счет средств, предусматриваемых федеральным органом исполнительной власти в федеральном бюджете на указанные цели;

гражданам, уволенным с военной службы, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по избранному месту жительства, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на жилищное строительство для этой категории граждан.

Размер безвозмездной финансовой помощи при покупке жилья исчисляется исходя из средней для каждого субъекта Российской Федерации рыночной стоимости приобретения жилья (в расчете на 1 кв. метр общей площади).

В нарушение норм федерального законодательства абзацы 1 и 2 п. 7 Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку, утвержденного Указом Главы РК от 22.10.96 N 278, устанавливают иной порядок определения размеров финансовой помощи (исходя из стоимости строительства предоставляемой квартиры в ценах на момент ввода дома в эксплуатацию, сметной стоимости строительства жилого дома в ценах на момент утверждения проекта).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Коми

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия п. 4 полностью, абзац 4 п. 6 и п. 7 в части слов “администрации городов и районов“, п. 8 в части слов “военному комиссару Республики Коми вопросам осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка и очередности предоставления безвозмездной финансовой помощи гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку, и членам их семей“ Указа Республики Коми от 22 октября 1996 г. N 278 “О дополнительных мерах по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, а также членов их семей и о программе строительства и приобретения жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы“ жилья гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку“.

Решение по делу или сообщение о нем должно быть опубликовано в газете “Республика“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий -

Судья

Верховного Суда

Республики Коми

А.В.САЖИН