Судебная практика

О признании недействующим пункта 3.3.1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 «О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и управлении земельных отношений администрации города Перми» в части предоставления департаменту права утверждать учредительные документы муниципальных предприятий“. По делу . Пермский край.

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2007 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Т.А.Трапезниковой, судей Н.И.Зверевой, А.Н.Саксоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.Ю.Плотниковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО “Пермская топливно-энергетическая компания“ к Пермской городской Думе при участии третьих лиц:

департамента имущественных отношений администрации г. Перми;

МП “Пермводоканал“;

администрации г. Перми о признании нормативного правового акта недействующим.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя - Федяев Д.А. (доверенность от 15.01.2007 б/н, предъявлен паспорт);

ответчика - Ожегов А.В. (доверенность от 25.12.2006 N И-01-01-02-2300, предъявлен паспорт);

третьих лиц:

Аникина М.В. (доверенность от 21.12.2006 N 473, предъявлен паспорт);

Панов И.А. (доверенность от 05.09.2007 N 131, предъявлен паспорт);

Ермакова Г.Г. (доверенность от 01.01.2007 N И-01-43-46, предъявлено удостоверение).

ООО “Пермская топливно-энергетическая компания“ обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании пункта 3.3.1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 “О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и управлении земельных отношений администрации города Перми“, в части предоставления департаменту права утверждать учредительные документы муниципальных предприятий несоответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, Уставу города Перми и недействующим в этой части.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2007 года по делу А50-5929/2007-А20 в удовлетворении заявленных требований ООО “Пермская топливно-энергетическая компания“ отказано, пункт 3.3.1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 “О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и управлении земельных отношений администрации города Перми“, в части предоставления департаменту права утверждать учредительные документы муниципальных предприятий признан соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и Уставу города Перми. Между тем, в мотивировочной части решения суд определил, что п. 3.3.1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, и положениям Устава города Перми.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.09.2007 по делу Ф09-7276/07-С1 решение арбитражного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа указано на противоречие между мотивировочной и резолютивной частью решения и на необходимость установления всех имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельств.

В дополнительных объяснениях по делу заявитель указывает, что определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, утверждение уставов - органов местного самоуправления, т.е. администрации города Перми. Считает, что департамент имущественных отношений не может быть отнесен к органам местного самоуправления и не может быть наделен полномочиями по реализации компетенции администрации города Перми, а является лишь функциональным подразделением администрации, а наличие экономического интереса дополнительно подтверждает оспариванием администрацией города Перми торгов по продаже имущества МПТ “ТС “Кондратово“ в связи с внесенными департаментом на основании пункта 3.3.1 Положения изменениями в устав МП “Пермводоканал“.

Ответчик возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в дополнительном отзыве, и поясняет, что департамент органом местного самоуправления не является, но входит в структуру администрации и действует от ее имени для решения вопросов местного значения. Считает, что заявителем не представлено доводов или доказательств, подтверждающих факт нарушения оспариваемой нормой положения интересов заявителя в сфере экономической деятельности и подтверждающих, что данной нормой положения созданы препятствия для осуществления заявителем предпринимательской деятельности.

Администрация города Перми, департамент имущественных отношений администрации города Перми и муниципальное предприятие “Пермводоканал“ полностью поддерживают позицию ответчика.

Рассмотрев материалы дела в соответствии со ст. 191, 193, 194 АПК РФ, суд установил следующее.

Решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 “О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и управлении земельных отношений администрации города Перми“ с последующими изменениями опубликовано в “Российской газете“ N 214 от 26.09.2006 и N 283 от 15.12.2006, а также в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь N 24 от 10.04.2007.

В пункте 3.3.1 Пермская городская Дума наделила департамент имущественных отношений администрации города Перми полномочиями по утверждению учредительных документов муниципальных предприятий.

ООО “Пермская топливно-энергетическая компания“, считая данный пункт решения противоречащим законам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд.

В силу ст. 191, 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Факт нарушения прав и законных интересов заявителя установлен решением Арбитражного суда Пермского края от 14.08.2007 N А50-4108/2007-А14 о признании недействительным Приказа департамента имущественных отношений администрации города Перми N 110 от 19.02.2007 “О внесении изменений в устав муниципального предприятия “Пермводоканал“, вступившим в законную силу 17.10.2007, а также заявлением о защите прав и интересов в Арбитражном суде Пермского края по делу А50-1716/2007-Г12.

В силу изложенного доводы ответчика и третьих лиц о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемой нормой положения прав и законных интересов судом отклонены.

Предмет доказывания и судебного исследования определен частью 4 статьи 194 АПК РФ, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельного его положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по созданию муниципальных (унитарных) предприятий.

Согласно пункту 6 части 10 статьи указанного Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.

Органы местного самоуправления же определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий (часть 4 статьи 51 вышеназванного Закона).

Согласно ст. 24 Устава города Перми администрация города вправе в соответствии с законодательством создавать муниципальные унитарные предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

В силу п. 1 ст. 60 Устава города Перми в структуру администрации города как органа местного самоуправления входят глава администрации города, заместители главы администрации города и функциональные подразделения администрации города (департаменты, комитеты, управления, отделы), создаваемые в целях осуществления полномочий по предметам ведения города, перспективного планирования, решения текущих вопросов жизнеобеспечения города.

Кроме того, сфера публичного права предполагает непосредственное детальное регулирование вопросов компетенции и властных полномочий. Однако ни федеральный закон, ни Устав города не предусматривают возможность реализации властных полномочий органов местного самоуправления, в частности, по утверждению учредительных документов муниципальных предприятий, непосредственно функциональными подразделениями. Функциональное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, т.е. оно не может вступать в отношения власти-подчинения с третьими лицами в сфере публичного права от своего имени.

Таким образом, департамент имущественных отношений, являясь лишь функциональным подразделением, но не органом местного самоуправления, не наделен сам полномочиями по решению вопросов местного значения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд находит обоснованным довод заявителя о том, что наделение департамента имущественных отношений самостоятельной компетенцией по решению вопросов местного значения, состоящее в предоставлении ему полномочий по утверждению учредительных документов муниципальных предприятий, противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и Уставу города Перми.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 195 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края

решил:

требования ООО “Пермская топливно-энергетическая компания“ удовлетворить.

Признать недействующим пункт 3.3.1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 “О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и управлении земельных отношений администрации города Перми“, в части предоставления департаменту права утверждать учредительные документы муниципальных предприятий как несоответствующий п. 1 ст. 17, п. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ст. 24 Устава города Перми.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Информацию о времени, месте и результатах кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.А.ТРАПЕЗНИКОВА

Судьи

ЗВЕРЕВА,

А.Н.САКСОНОВА