Судебная практика

О признании недействительным решения Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования о взыскании с КБ пени за задержку исполнения платежных поручений на перечисление платежей в ФОМС. Решение от 18 июня 1998 года. Пермская область.

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в заседании суда дело по иску Комбанка “Дзержинский“ к ответчику Пермскому областному фонду обязательного медицинского страхования.

Сущность спора:

В соответствии со ст. 134 АПК РФ составление мотивированного решения откладывалось судом на три дня.

Коммерческий банк “Дзержинский“ обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования N 05/1-1 от 28.04.98 г. о взыскании пени за задержку исполнения платежных поручений N 273, 274 от 16.06.97 г. на перечисление платежей в фонд ОМС в размере 1% за каждый день просрочки в сумме 132900 руб. Свои требования истец мотивирует тем, что факт наличия картотеки на одном из счетов клиента сам по себе не является основанием для ограничения прав клиента по распоряжению другими его счетами и неисполнения операций по ним.

Кроме того, в акте проверки не указывается какое правонарушение допущено в действиях банка, за которое могут быть применены штрафные санкции. По мнению истца, банк не может самовольно осуществлять операции по одному счету клиента, используя средства, находящиеся на других его счетах.

Ответчик - Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования (ПОФОМС) иск не признал, ссылаясь на то, что уплата страховых взносов в ФОМС носит обязательный характер, а потому за задержку уплаты страховых взносов в законодательстве предусмотрена ответственность в виде пени.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

В апреле 1998 г. Пермским областным фондом обязательного медицинского страхования проведена проверка КБ “Дзержинский“ по вопросу своевременного исполнения платежных поручений ОАО “Пермтрансжелезобетон“ N 273 и N 274 от 16.06.97 на перечисление платежей в ФОМС за период с 16.06.97 г. по 24.04.98 г. По результатам проверки составлен акт N 1 от 24.04.98 г., и исполнительным директором Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования принято решение N 05/1-1 от 28.04.98 г., являющееся ненормативным актом, спор о признании недействительным которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии со ст. 22 АПК РФ.

Истец оспаривает взыскание с него суммы пени в размере 1% за каждый день просрочки с задержанной суммы налога 132900 рублей. Основанием для взыскания пени явились выводы на стр. 1-2 акта проверки о том, что в нарушение ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ КБ “Дзержинский“ при наличии у ОАО “Пермтрансжелезобетон“ картотеки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды производил списание с расчетного счета 200467376 ОАО “Пермтрансжелезобетон“ по платежным поручениям предприятия на расчеты с другими предприятиями и организациями, погашение кредитов и другие нужды, что повлияло на неисполнение платежных поручений N 273, 274 от 16.06.97 г. В соответствии с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров Правительства РФ N 1018 от 11.10.93 г. (п.26), за несвоевременное зачисление и перечисление страховых взносов (платежей) в ФОМС по вине учреждений банков, ими уплачивается пени за каждый день просрочки в размере 1% от суммы взносов.

Из акта проверки и приложения к нему следует, что банку начислены пени в сумме 132900 рублей за задержку исполнения платежных поручений N 273 и 274 от 16.06.97 г. В силу ст. 2 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ страховые взносы в ФОМС носят обязательный характер как и установленные налоги, а потому за задержку перечисления страховых взносов по вине банка к нему применяется норма ст. 15 указанного Закона.

В соответствии с п.6 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93, а также п.п. 18, 26 Инструкции N 1018 от 11.10.93 г....территориальным фондам ОМС, налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за уплатой страховых взносов (платежей).

Таким образом, принятие оспариваемого решения Пермского областного ФОМС обоснованно и соответствует закону.

Доводы истца о том, что картотека ОАО “Пермтрансжелезобетон“ была сформирована на одном счете, а платежи осуществлялись с другого счета клиента, открытого в банке, признаны судом несостоятельными, поскольку истцу было известно о наличии картотеки у клиента, и при таких обстоятельствах банк был обязан соблюдать требования налогового законодательства п.п. 1, 3 Указа Президента РФ N 1212 от 18.08.96 г. “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения“, а также гражданского в части осуществления очередности платежей при недостаточности денежных средств.

Судом отклонены доводы истца о необоснованном привлечении его к ответственности за задержку исполнения платежных поручений N 273 и 274 от 16.06.97 г., поскольку данное утверждение противоречит материалам дела.

Руководствуясь ст. 95, 124, 127, 132, 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области

решил:

В удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения Пермского областного фонда обязательного медицинского страхования N 05/1-1 от 28.04.98 г. отказать.

Судьи

Арбитражного суда

Пермской области