Судебная практика

О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу п. 8 ч. 1 ст. 3 в части слов: “или земель запаса“ Закона Республики Коми “О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений“ от 28 июня 2005 года N 59-РЗ. Решение от 18 марта 2008 года. Российская Федерация.

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 18 марта 2008 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия п. 8 ч. 1 ст. 3 в части слов: “или земель запаса“ Закона Республики Коми “О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений“ от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ,

установил:

И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия п. 8 ч. 1 ст. 3 в части слов: “или земель запаса“ Закона Республики Коми “О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений“ от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемой нормой Закона Республики Коми Правительство Республики Коми наделено полномочиями по установлению содержания ходатайства о переводе земель запаса из одной категории в другую, хотя действующим федеральным законодательством данное полномочие отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Калашникова О.Е. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.

Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. Глава Республики Коми в суд своих представителей не направил.

Заслушав участвующего в деле прокурора и исследовав представленные материалы, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.

Согласно п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ содержания п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Коми “О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений“ от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ применительно к приведенному правилу свидетельствует о частичном несоответствии данной нормы действующему федеральному законодательству в области регулирования вопросов перевода земель из одной категории в другую.

Так, в силу положений ст. 2, 8 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В частности, вопросы перевода земель из одной категории в другую урегулированы Федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, предусматривающим, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и Правительством Российской Федерации в отношении иных земель (ст. 2 Закона).

Однако в нарушение приведенных положений федерального законодательства п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Коми “О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений“ наделяет Правительство Республики Коми полномочиями по установлению содержания ходатайства о переводе земель запаса из одной категории в другую, хотя в силу установленных ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ особенностей перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию, а также прямого указания настоящего Федерального закона установление содержания ходатайства о переводе земель запаса из одной категории в другую отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах п. 8 ч. 1 ст. 3 в части слов: “или земель запаса“ Закона Республики Коми “О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений“ от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенной нормы, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с требованиями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу п. 8 ч. 1 ст. 3 в части слов: “или земель запаса“ Закона Республики Коми “О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений“ от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ.

Сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете “Республика“.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Председательствующий

В.КРЕТОВ