Судебная практика

По делу о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 7 декабря 1998 года N 430 “О дифференцированных тарифах на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые населению“ в связи с жалобой граждан И.С.Остапова и А.Е.Остаповой. Постановление от 01 июня 1999 года. Республика Карелия.

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,

с участием представителей Главы Республики Коми как стороны, принявшей оспариваемый акт, Л.О.Опариной - заместителя начальника Государственно - правового управления Главы Республики Коми, Г.С.Кочетковой - заместителя министра архитектуры и строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми,

руководствуясь частью 3 статьи 100 Конституции Республики Коми и подпунктом “б“ пункта 1 статьи 3, статьями 32, 68, 90-93 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 7 декабря 1998 года N 430 “О дифференцированных тарифах на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые населению“.

Поводом к рассмотрению явилась жалоба граждан И.С.Остапова и А.Е.Остаповой на нарушение конституционных прав граждан положениями вышеозначенного Указа Главы Республики Коми, установившего повышенные тарифы на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые населению, за сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми указанные нормативные положения.

Заслушав сообщение судьи - докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения представителей стороны, выступление представителя прокуратуры Республики Коми А.М.Негуляя - прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Республики Коми, исследовав имеющиеся в деле документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Усть - Куломский районный суд Республики Коми отказал И.С.Остапову в удовлетворении исковых требований о снижении размера оплаты жилищно - коммунальных услуг, сославшись на оспариваемые положения вышеозначенного Указа Главы Республики Коми.

В своем обращении И.С.Остапов и А.Е.Остапова оспаривают конституционность утвержденных Указом Главы Республики Коми N 430 от 7 декабря 1998 года повышенных тарифов на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые населению, связанные с сверхнормативным потреблением таких услуг и сверхнормативным пользованием жилья. Заявители считают, что этот нормативно - правовой акт нарушает принцип равенства всех перед законом, а также право граждан на жилище, то есть не соответствует статьям 17 и 41 Конституции Республики Коми.

В соответствии со статьей 91 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ жалоба И.С. и А.Е.Остаповых является допустимой, поскольку оспариваемой в ней нормой затрагиваются конституционные права заявителей, и она была применена судом при рассмотрении гражданского дела. И.С. и А.Е. Остаповы просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года “Об основах федеральной жилищной политики“ (с изменениями и дополнениями) оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в течение 10 лет. Этапы и порядок такого перехода определены в Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента России от 28 апреля 1997 года N 425, а также в нормативно - правовых актах субъектов Российской Федерации, в частности для Республики Коми - Указами Главы Республики Коми N 145 от 10 апреля 1998 года и N 430 от 7 декабря 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Указом Главы Республики Коми N 179 от 17 мая 1999 года. Перечисленные нормативно - правовые акты имеют своей целью обеспечить такое проведение реформы в жилищно - коммунальной сфере, которое основывалось бы в первую очередь на изменении системы финансирования, то есть явилось бы переходом от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно - коммунальных услуг потребителями при условии социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования качества обслуживания.

Существующая ныне система содержания коммунальной инфраструктуры имеет социально - затратный характер, то есть государство финансирует из бюджетов различных уровней более 50 процентов фактических затрат на ее содержание. В связи с этим вполне обоснованно введение государством мер, направленных на дифференциацию компенсации таких затрат разным категориям граждан в зависимости от степени обеспеченности их жильем и жилищно - коммунальными услугами. В качестве основных критериев для такого разграничения служат социальная норма площади жилья и нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг, превышение которых может повлечь применение повышенных тарифов, однако в пределах фактических затрат на содержание жилья и оказание жилищно - коммунальных услуг. Ограничение оспариваемых тарифов именно такими пределами подтвердили в судебном заседании представители Главы Республики Коми Л.О.Опарина и Г.С.Кочеткова. В таком понимании Указ Главы Республики Коми N 430 от 7 декабря 1998 года соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что законодатель может проводить дифференциацию прав по социально - оправданным критериям (Определение Конституционного Суда России от 1 апреля 1996 года N 32-0; пункт 2 мотивировочной части). Это соответствует и общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4). В этом смысле оспариваемый указ Главы Республики Коми отвечает требованиям социальной справедливости и способствует общественному благосостоянию, поскольку производит дифференциацию социальной помощи в зависимости от степени материальной обеспеченности граждан, на которых распространяется его действие (обладание большей по размеру жилой площадью и повышенное потребление в связи с этим некоторых жилищно - коммунальных услуг, например, отопления, также являются показателем большей материальной обеспеченности).

Провозглашенный в статье 17 Конституции Республики Коми принцип равенства перед законом и судом означает прежде всего единообразное применение закона и судебной процедуры ко всем гражданам без исключений. Имущественное, должностное, социальное, национальное, религиозное и тому подобное равенство не может создавать привилегий отдельным гражданам или группам граждан для применения или неприменения к ним того или иного закона. Однако, это не исключает дифференциацию прав по социально - оправданным критериям, к каким относится рассматриваемый в настоящем деле вопрос о снижении социальной помощи гражданам, имеющим сверхнормативное (по социальным нормам) жилье. Поэтому применительно к настоящему делу нельзя рассматривать этот принцип в отрыве от закрепленного в части первой статьи 18 Конституции Республики Коми положения о том, что перечисление в Конституции Республики Коми основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Указ Главы Республики Коми N 430 от 7 декабря 1998 года не нарушает и провозглашенного статьей 41 Конституции Республики Коми права на жилище, поскольку не препятствует получению каждым в пользование, владение или распоряжение жилья и не может быть применен для произвольного лишения жилища. Оспариваемый нормативный акт применяется по отношениям оплаты жилищно - коммунальных услуг в блоке с другими правовыми актами, предусматривающими, например, субсидирование содержания жилья малоимущим гражданам; применение коэффициента 1,3 к расчету жилой площади, не подлежащей оплате как излишней, для пенсионеров и так далее. В Указе Главы Республики Коми от 17 мая 1999 года N 179 “О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Главы Республики Коми“ содержится рекомендация главам администраций муниципальных образований освобождать на 100 процентов от оплаты жилищно - коммунальных услуг за сверхнормативную площадь пенсионеров, имеющих среднедушевой доход семьи, не превышающий установленный прожиточный минимум.



Концепция реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренная Указом Президента России от 28 апреля 1997 года N 425, наряду с тем, что содержит общие направления проведения реформы, предполагает правотворчество субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований в проведении этой реформы на местах. Так, в разделе третьем и четвертом Концепции в качестве обеспечения социальной защиты населения содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации не вводить неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг. Рекомендовано также ввести повышенную оплату для семей, занимающих жилье, значительно превышающее (например, 10 квадратных метров на члена семьи) по площади социальную норму. Эта рекомендация не носит обязывающего характера, поскольку сама Концепция предполагает гибкий подход к определению метода социальной защиты населения от повышения тарифов на жилищно - коммунальные услуги. При этом должны учитываться как инфляционные процессы, так и оценка прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины. В зависимости от этих показателей органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе изменять ранее введенные нормы проведения жилищно - коммунальной реформы. При этом должны учитываться федеральные стандарты социальной нормы площади жилья, стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг и уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги. Во внимание должен приниматься также и такой норматив, как максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Признавая право органов исполнительной власти Республики Коми устанавливать размер жилья, превышающий социальную норму и оплачиваемого по повышенным тарифам (3 квадратных метра на человека), суд отмечает, что непринятие на этом фоне соответствующих правовых мер социальной защиты в области жилищно - коммунальной реформы при общем ухудшении социальных показателей жизнеобеспечения граждан может привести к нарушению прав и свобод, в частности, права на достойную жизнь и свободное развитие человека, провозглашенных в статье 11 Конституции Республики Коми. Заинтересованные граждане в таком случае сохраняют право повторного обжалования имеющихся нормативно - правовых актов в этой сфере в Конституционный Суд Республики Коми.

На основании изложенного, руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, частями первой, второй, третьей статьи 67, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 80, 93, 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

Конституционный Суд

Республики Коми