Судебная практика

Помещение находится в федеральной собственности, поэтому действия Комитета по управлению имуществом МО по включению объекта в реестр муниципальной собственности признаны незаконными. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом муниципального образования “Город Ухта“ на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 августа 2004 года по делу N А29-3718/04А, принятое судьей Шипиловой Э.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27 августа 2004 года по делу N А29-3718/04А требования первого заместителя прокурора Республики Коми удовлетворены.

Ответчик не согласен с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, указав, что фактическая передача спорного объекта недвижимого имущества в собственность МО “Город Ухта“ осуществлена в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 как встроенно-пристроенное нежилое помещение, построенное за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения и находящиеся на балансе муниципального предприятия, во исполнение Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми N 50-6 от 19.03.1993, которое в настоящее время не отменено (не изменено) и действует в полном объеме; арендатором по договору аренды от 09.02.2004 является ФГУП “Почта России“, а не ГУ - Управление федеральной почтовой связи Республики Коми Министерства Российской Федерации по связям и информатизации, в связи с чем права и обязанности последнего оспариваемыми действиями Комитета не нарушаются в виду отсутствия у него прав на спорное помещение.

Заявитель и третье лицо с апелляционной жалобой не согласны, доводы и основания приведены в письменных отзывах на жалобу.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя и третьего лица, апелляционной инстанцией установлено следующее.

Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 19.03.1993 N 50-6 “О передаче государственного имущества Республики Коми в муниципальную собственность городов и районов“ в муниципальную собственность г. Ухты передано в полном объеме имущество муниципального предприятия, в состав которого вошло здание.

Решением 28-го (внеочередного) заседания Совета муниципального образования “Город Ухта“ от 30.05.2002 N 14 утвержден перечень муниципального недвижимого имущества, где в приложении N 2 указан и этот дом.

Согласно указанным правовым актам Комитетом по управлению имуществом муниципального образования “Город Ухта“ нежилое помещение на первом этаже названного здания внесено в реестр муниципальной собственности “Город Ухта“, о чем имеется выписка из реестра.

Между тем, с 1961 года в нем располагается отделение почтовой связи, о чем свидетельствуют технический паспорт от 30.12.1997; справка Ухтинского филиала государственного унитарного предприятия от 16.03.2004. По состоянию на 1975 год отделение почтовой связи занимало в указанном здании 75,7 кв.м, по состоянию на 2004 год - 75,7 кв.м.

В настоящее время нахождение в спорном помещении отделения почтовой связи подтверждается договором аренды от 09.02.2004 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования “Город Ухта“ и ФГУП “Почта России“, согласно которому занимаемая отделением площадь составляет 75,7 кв.м, и ответчиком не отрицается.

Полагая, что нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи, включено в реестр муниципальной собственности МО “Город Ухта“ незаконно, заместитель прокурора Республики Коми обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил заявленные требования руководствуясь следующим.

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с п. 6 части 4 названного приложения к таким объектам относятся предприятия связи.

Согласно п. 2 распоряжения Президента Российской Федерации “Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“ от 18.03.92 N 114-рп органам исполнительной власти всех уровней запрещено при определении перечней объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, включать в них объекты, относящиеся к исключительно к федеральной собственности.



В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 19.03.1993 N 50-6 противоречит Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, поэтому оно не применимо к спорным правоотношениям.

Решение 28-го (внеочередного) заседания Совета муниципального образования “Город Ухта“ от 30.05.2003 N 14 в части отнесения к собственности МО “Город Ухта“ нежилого помещения, занимаемого отделением почтовой связи Ухтинского узла почтовой связи, площадью 75,7 кв.м, признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2004 по делу N А29-3257/04А.

Доказательства строительства спорного объекта за счет 5 - 7% отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения в материалах дела отсутствуют и ответчиком в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции действия Комитета по управлению имуществом муниципального образования “Город Ухта“ по включению нежилого помещения площадью 75,7 кв.м, занимаемого отделением почтовой связи Ухтинского узла почтовой связи в реестр муниципальной собственности МО “Город Ухта“, правомерно признаны незаконными.

Поскольку в момент совершения оспариваемых действий нежилое помещение площадью 75,7 кв.м находилось в пользовании ГУ Управление федеральной почтовой связи Республики Коми Министерства Российской Федерации по связям и информатизации; данное учреждение в настоящее время является действующим; в рамках настоящего дела спор о праве на указанное нежилое помещение не рассматривается, довод подателя жалобы о том, что отсутствует нарушение прав и законных интересов ГУ Управление федеральной почтовой связи Республики Коми Министерства Российской Федерации по связям и информатизации в виде отсутствия у последнего прав на спорное помещение со ссылкой на договор аренды от 09.02.2004, судом не принимается.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 августа 2004 года по делу N А29-3718/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий

С.Л.БАУБЛИС

Судьи

Т.И.ГАЛАЕВА



В.Г.ПРОТАЩУК