Судебная практика

По делу о проверке конституционности статьи 23 Закона Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ от 24 октября 1994 года в редакции Закона Республики Коми от 29 октября 1996 года. Постановление от 15 июля 1998 года. Республика Карелия.

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей Батмановой Л.В., Кырнышевой Т.А, Толстова С.Г.,

с участием стороны, обратившейся в Конституционный Суд Республики Коми - гражданки Худаско М.П., ее представителей Абрасимовой И.Г. и Пархачевой Т.Т.; стороны, принявшей оспариваемый акт - представителя Государственного Совета Республики Коми Четвериковой Л.В. - начальника правового управления; представителя Прокуратуры Республики Коми Бойцовой Е.Д.,

руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 32, 68, 80, 90, 91, 93, 94 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 23 Закона Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ от 24 октября 1994 года в редакции Закона Республики Коми от 29 октября 1996 года.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Худаско М.П., соответствующее требованиям статьи 90 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми статьи 23 Закона Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ от 24 октября 1994 года в редакции Закона Республики Коми от 29 октября 1996 года в части, лишающей работающих пенсионеров, удостоенных почетных званий Республики Коми, доплаты к назначенной пенсии ежемесячно в размере двух минимальных пенсий по старости.

Заслушав сообщение судьи - докладчика С.Г.Толстова, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу Сыктывкару отказало гражданке Худаско М.П. в вопросе о доплате к пенсии по тем основаниям, что последняя была зарегистрирована и работала в качестве предпринимателя, а установленная Законом Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ доплата к пенсии производится только при условии оставления оплачиваемой работы в любой сфере деятельности.

Заявительница полагает, что в соответствии со статьей 18 Конституции Республики Коми в Республике Коми не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан и что она, будучи удостоенной почетного звания “Заслуженный работник Республики Коми“, имеет право на все льготы, предусмотренные оспариваемым положением закона и, в том числе, на доплату к пенсии, независимо от условий оставления или неоставления оплачиваемой работы; доплата к пенсии, так же как и сама пенсия, не может иметь никаких ограничений по выплате.

В соответствии со статьей 91 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ жалоба гражданки Худаско М.П. является допустимой, так как оспаривается конституционность нормы Закона Республики Коми, примененной в конкретном деле, а именно: заявителю отказано в выплате надбавки к пенсии, предусмотренной статьей 23 Закона Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ за почетное звание “Заслуженный работник Республики Коми“.

Оспариваемое распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года N 939-р в части невыплаты районного коэффициента к пенсии работающим пенсионерам не может быть предметом проверки Конституционного Суда Республики Коми, так как указанные вопросы регулируются федеральным законодательством, в частности, статьей 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ от 20 ноября 1990 года с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со статьей 3 части 3 Закона Республики Коми “О Конституционном Суде Республики Коми“ Конституционный Суд Республики Коми при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, Конституционный Суд Республики Коми рассматривает только конституционность статьи 23 Закона Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ от 24 октября 1994 года в редакции Закона Республики Коми от 29 октября 1996 года в части, лишающей работающих пенсионеров, удостоенных почетного звания Республики Коми, доплаты к назначенной пенсии ежемесячно в размере двух минимальных пенсий по старости. При этом Конституционный Суд Республики Коми не входит в оценку законности и обоснованности отказа правоприменительного органа в предоставлении заявительнице льготы, предусмотренной вышеуказанным Законом.

Этот вопрос, так же как и обоснованность удержания ранее выплаченных сумм доплаты к пенсии, заявительница вправе оспаривать в суде общей юрисдикции.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается на основе правила, вытекающего из статьи 77 части 1 Конституции Российской Федерации, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.

В соответствии со статьями 5 (часть 2) и 62 (часть 1) Конституции Республики Коми, Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации.



Осуществляя собственное правовое регулирование по вопросам исключительной компетенции Республики Коми, законодательный орган Республики Коми в пределах своей компетенции, установленной пунктом 21 статьи 73 Конституции Республики, принял Закон Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“.

Поскольку заявителем доплата к пенсии, предусмотренная Законом Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“, отождествляется с пенсией, как одной из составляющих социального обеспечения граждан, возникает необходимость в уяснении правовой природы указанной доплаты к пенсии.

Преамбула Закона Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ определяет, что государственные награды Республики Коми, в том числе, почетные звания Республики Коми являются формой поощрения за особые заслуги перед Республикой Коми.

Законодатель вправе устанавливать как вид поощрений (денежные доплаты и т.п.), так и условия их предоставления. Введение законодателем в нормативный акт дополнительных условий для получения установленной законом доплаты в виде обязательного оставления любой оплачиваемой работы не может рассматриваться как ограничение, влекущее нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области социального обеспечения.

При этом законодательный орган, устанавливая условия для получения доплаты к пенсии лицам, удостоенным почетного звания Республики Коми, исходил из экономических возможностей Республики Коми.

Таким образом, статья 23 Закона Республики Коми “О государственных наградах Республики Коми“ от 24 октября 1994 года в редакции Закона Республики Коми от 29 октября 1996 года не противоречит Конституции Республики Коми.

На основании изложенного, руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, частью первой, второй и третьей статьи 67, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 80, 93 и 94 Закона Республики Коми “Конституционный Суд Республики Коми“, Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

Председательствующий

Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:

Л.В.БАТМАНОВА

Т.А.КЫРНЫШЕВА

С.Г.ТОЛСТОВ