Судебная практика

О признании решения Земского Собрания Верещагинского района Пермской области от 29.01.2003 N 23/190 “Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города“ недействительным. Решение от 06 июня 2003 года. Пермская область.

(извлечение)

Арбитражный суд Пермской области, рассмотрел в заседании суда дело по заявлению заместителя прокурора к Земскому Собранию Верещагинского района Пермской области.

Третьи лица: 1. МУП;

ЗАО о признании решения незаконным.

Сущность спора:

Заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Земского Собрания Верещагинского района Пермской области от 29.01.03 N 23/190 “Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города“. В обоснование заявленных требований прокурор указал на несоответствие оспариваемого нормативного акта Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.99, Постановлению Правительства РФ от 31.12.95 N 1310, Федеральному закону “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. По мнению прокурора, утвержденные ответчиком нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах экономически не обоснованы, а утверждение порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод не входит в компетенцию ответчика.

Ответчик и третье лицо - ЗАО - считает заявленные требования необоснованными, а оспариваемый нормативный акт - соответствующим действующему законодательству.

Третье лицо - МУП - поддерживает доводы прокурора.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

29.01.03 Земским Собранием Верещагинского района Пермской области принято решение N 23/190 “Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города“, пунктом 1 которого утверждены названные Условия. В соответствии с пунктом 2.5 данных Условий и приложением N 1 установлены нормативы сброса загрязняющих веществ со сточными водами.

Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.99 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ. В соответствии с пунктом 1 Правил нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.

Ст. 19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусматривает, что органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты, полномочия по изданию которых определяются уставом муниципального образования. В соответствии со ст. 11 устава муниципального образования “Верещагинский район“ в ведении данного муниципального образования находятся вопросы местного значения, в том числе обеспечение рационального природопользования, охрана окружающей среды, развитие жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципальных сетей водоснабжения и канализации. Согласно ст. 12 устава принятие обязательных правил по предметам ведения муниципального образования находится в исключительном ведении Земского Собрания. Таким образом, утверждение нормативных показателей общих свойств сточных вод, общего перечня и нормативов концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, разрешенных к приему в систему коммунальной канализации города, находится в компетенции Земского собрания муниципального образования. Вместе с тем, исходя из пункта 61 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.99, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления не произвольно, а с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений коммунальной канализации. Из материалов дела не следует, что данные условия были соблюдены ответчиком при утверждении нормативов сброса по составу сточных вод, указанных в приложении N 1 к оспариваемому решению (л.д. 15). МУП представлена сравнительная таблица нормативов, утвержденных для него лицензией, т.е. природоохранными органами, и утвержденных ответчиком в оспариваемом решении. Из данной таблицы видно, что по ряду показателей (взвешенные вещества, СПАВ, азот аммонийный, азот нитритов, сухой остаток, сульфаты) нормативы ответчика превышают установленные природоохранными органами для организации водопроводно-канализационного хозяйства. Более того, в этом же приложении для абонента ЗАО установлены особые нормативы загрязняющих веществ в сточных водах, которые превышают не только установленные природоохранными органами для организации водопроводно-канализационного хозяйства, но и установленные для всех иных абонентов района, т.е. позволяют осуществлять сброс более загрязненных сточных вод (взвешенные вещества, СПАВ, БПК полное, ХПК, азот аммонийный, азот нитритов, сухой остаток, сульфаты). Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения пункту 61 названных Правил, а также ст. 7 Федерального закона от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе предоставлять отдельному субъекту льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Оспариваемым решением утверждено также Положение о взимании платы за сброс сточных вод в систему коммунальной канализации города (л.д. 13-14). Пункт 3.2 Положения устанавливает плату за сброс сточных вод сверх установленного лимита водоотведения по объему сбрасываемых вод - в 3-кратном размере стоимости приема таких вод, плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами с превышением установленных нормативов сброса таких веществ - в 25-кратном размере платы за их сброс, а также плату за залповый сброс загрязняющих веществ.

В соответствии с п. 70 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.99, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен в Постановлении Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов“. Согласно пункту 1 данного постановления порядок взимания указанной платы с абонентов определяют органы исполнительной власти субъектов РФ, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Таким образом, утверждение порядка определения платы за сброс сточных вод в пределах и сверх установленных лимитов и нормативов не входит в компетенцию органов местного самоуправления. И оспариваемое решение в этой части принято ответчиком с нарушением его полномочий.

Пунктом 3 оспариваемого решения Земское Собрание Верещагинского района признало утратившим силу пункт 2 Постановления главы Верещагинского района от 22.10.02 N 634 “Об упорядочении приема производственных сточных вод и загрязняющих веществ в городской канализационный коллектор“. Как указано выше, полномочия органов местного самоуправления по изданию правовых актов определяются уставом муниципального образования, как это предусматривает ст. 19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ. В соответствии с пунктом 14 ст. 15 устава Верещагинского района решение об отмене или о прекращении действия актов, принятых главой района, принимает глава района. Признание утратившим силу акта, принятого главой района, не входит в компетенцию Земского Собрания.

Таким образом, оспариваемое решение как не соответствующее названным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, является незаконным.



Руководствуясь ст. 110, 167-170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать решение Земского Собрания Верещагинского района Пермской области N 23/190 от 29.01.03 “Об условиях приема сточных вод в систему коммунальной канализации города“ не соответствующим Постановлению Правительства РФ N 167 от 12.02.99 “Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации“ и не действующим полностью.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Решение в полном объеме изготовлено 9 июня 2003 года.

Председательствующий судья

Арбитражного суда

Пермской области

Судьи

Арбитражного суда

Пермской области