Судебная практика

О признании недействующим и не подлежащим применению положение абзаца 4 пункта 14 статьи 1 Закона Пермской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области “О референдумах в Пермской области“. Решение от 28 марта 2002 года № 3-79-02. Пермский край.

Пермский областной суд в лице:

       судьи Пермского областного суда: Куприянова Н.А.        при секретаре:                   Мерзляковой Е.А.        при участии прокурора:           Кузнецовой И.А., 


рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.5 (абзацы 11, 12) и п.14 (абзац 4) ст. 1 Закона Пермской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области “О референдумах в Пермской области“,

установил:

20 марта 2002 года заместитель прокурора Пермской области обратился в Пермский областной суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению п.5 (абзацы 11, 12) и п.14 (абзац 4) ст. 1 Закона Пермской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области “О референдумах в Пермской области“ от 13.12.01 года N 1880-332 (далее - закон от 13.12.01 года), мотивируя требования тем, что указанные нормы закона от 13.12.01 г. противоречат требованиям Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 19.09.97 г, N 124-ФЗ (далее закон от 19.09.97 г.); в п.5 ст. 1 закона от 13.12.01 года предусмотрено, что комиссия референдума принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации инициативной группы, хотя в п.21 ст. 33 закона от 19.09.97 г. установлено осуществление таких действий путем вынесения постановлений; в п.14 ст. 1 закона от 13.12.01 г. определено, что передача бюллетеней для голосования в территориальные комиссии осуществляется не позднее чем за четыре дня до дня голосования, тогда как в п.13 ст. 51 закона от 19.09.97 г. передача избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в территориальные (окружные) избирательные комиссии, комиссии референдума осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования; в соответствии с п.7 ст. 1 закона от 19.09.97 г. законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить Федеральному закону.

В письменном отзыве Законодательного собрания Пермской области за подписью его председателя Девяткина Н.А. признано требование заместителя прокурора Пермской области в части признания п.14 (абзац 4) ст. 1 областного закона противоречащим п.13 ст. 51 Федерального закона; в части признания противоречащими абзацев 11 и 12 п.5 ст. 1 областного закона п.21 ст. 33 Федерального закона требования не признаны.

Представитель Законодательного собрания Пермской области - консультант государственно - правового управления аппарата Законодательного собрания Собянина М.А. подтвердила письменный отзыв Законодательного собрания на заявление заместителя прокурора Пермской области, признала обоснованность требований о противоречии абзаца 4 п.14 ст. 1 областного закона п.13 ст. 51 Федерального закона, не признала требования о противоречии абзацев 11 и 12 п.5 ст. 1 закона от 13.12.01 г. закону от 19.09.97 г. - его ст. 33 (п.21), мотивируя это тем, что нормы областного закона, предусмотренные в абзацах 11 и 12 п.5 ст. 1, регламентируют другие правоотношения, чем правоотношения, регламентируемые п.21 ст. 33 Федерального закона; в абзаце 11 п.5 ст. 1 областного закона регламентируется вопрос о регистрации инициативной группы по проведению референдума, как и в п.9 ст. 33 Федерального закона; в обеих указанных нормах комиссия референдума выносит решение о регистрации инициативной группы; в абзаце 12 п.5 ст. 1 областного закона, соответствующем пунктам 11 и 12 ст. 33 областного закона, комиссия референдума выносит решение об отказе в регистрации инициативной группы; в п.21 ст. 33 Федерального закона регламентированы иные вопросы, которые регламентированы абзацем 4 п.6 ст. 1 областного закона.

Суд частично удовлетворяет требования заместителя прокурора, поддержанные в судебном заседании прокурором Кузнецовой И.А.

Суд удовлетворяет заявление заместителя прокурора области в части признания противоречащим Федеральному закону от 19.09.97 г., его статье 51 (пункт 13), недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу положения абзаца 4 пункта 14 ст. 1 закона от 13.12.01 года в части передачи бюллетеней для голосования в территориальные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования, поскольку в Федеральном законе этот срок предусмотрен в 20 дней.

Требование прокуратуры в этой части признано Законодательным собранием Пермской области.

Заявление заместителя прокурора Пермской области в части признания недействующими и не подлежащими применению положений абзацев 11 и 12 п.5 ст. 1 областного закона удовлетворению не подлежит, поскольку в указанных абзацах пункта 5 ст. 1 областного закона регламентируются иные вопросы по сравнению с вопросами, регламентированными п.21 ст. 33 Федерального закона.

Вопросы, регламентированные п.21 ст. 33 Федерального зако вопросам, регламентированным абзацем 4 п.6 ст. 1 областного закона, требование о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 п.6 ст. 1 закона от 13.12.01 г. по основанию противоречия п.21 ст. 33 закона от 19.09.97 г. не заявлено и предметом исследования суда не является.

Вопросы регистрации инициативной группы по проведению референдума в субъекте Российской Федерации, регламентированные в п.9 ст. 33 закона от 19.09.97 г., оформляются в виде решения комиссии, эта норма закона таким же образом воспроизведена в областном законе - в абзаце 11 п.5 ст. 11 закона от 13.12.01 г. предусмотрено вынесение комиссией референдума решения о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума.

Отказ комиссии референдума в регистрации инициативной группы по проведению референдума также оформляется в виде решения (абзац 12 пункта 5 статьи 1 закона от 13.12.01 г.), что также воспроизведено из норм Федерального закона (пункты 11 и 12 ст. 33 закона от 19.09.97 г.).

То обстоятельство, что нормативный акт комиссии референдума называется решением при регистрации или отказе в регистрации инициативной группы (пункты 9 и 12 ст. 33 закона от 19.09.97 г.), но постановлением при отказе в проведении референдума (п.21 ст. 33 закона от 19.09.97 года), правового значения не имеет для разрешения данного заявления заместителя прокурора области, поскольку в указанных нормах регламентированы разные вопросы; оспариваемые прокуратурой правовые нормы областного закона от 13.12.01 г. соответствуют требованиям пунктов 9, 11, 12 ст. 33 Федерального закона от 19.09.97 г., и не сопоставимы с требованиями п.21 ст. 33 федерального закона от 19.09.97 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 191-197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Пермский областной суд



решил:

Удовлетворить частично заявление заместителя прокурора Пермской области.

Признать противоречащим Федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу положение абзаца 4 пункта 14 статьи 1 Закона Пермской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области “О референдумах в Пермской области“ от 13.12.01 года N 1880-332 в части передачи бюллетеней для голосования в территориальные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования.

Отказать заместителю прокурора Пермской области в удовлетворении заявления в части признания противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению положений абзацев 11 и 12 пункта 5 статьи 1 Закона Пермской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области “О референдумах в Пермской области“ от 13.12.01 г. N 1880-332.

По вступлении решения в законную силу сообщение о нем подлежит опубликованию в бюллетене Законодательного собрания и администрации Пермской области и в газете “Звезда“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Российской Федерации через Пермский областной суд.

Судья

Пермского областного суда

Н.А.КУПРИЯНОВ