Судебная практика

Правоотношения, вытекающие из договоров аренды участков лесного фонда, не имеют публично-правового характера, общество не является в этом случае плательщиком земельного налога, ввиду чего у него отсутствует обязанность по представлению деклараций по земельному налогу. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22 октября 2004 года, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 22 октября 2004 года по делу N А29-6767/04А заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Коми о взыскании с общества с ограниченной ответственностью штрафа в сумме 159 136 руб. 00 коп., наложенного на ответчика за несвоевременное представление налоговых деклараций по земельному налогу за 2003 год и по вновь отведенным землям, было оставлено без удовлетворения.

Инспекция не согласна с принятым решением и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Общество считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению. Доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу от 16 декабря 2004 года.

Изучив материалы дела, заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для удовлетворения поданной жалобы, исходя из нижеследующего.

По результатам лесных конкурсов между обществом с ограниченной ответственностью и Государственным учреждением были заключены договоры аренды участков лесного фонда: от 22 ноября 1999 года, от 22 апреля 2002 года, от 10 августа 2002 года.

Кроме того, между обществом и Государственным учреждением был заключен договор аренды участков лесного фонда от 24 января 2003 года.

В соответствии с перечисленными выше договорами общество получило в долгосрочное пользование участки лесного фонда на праве аренды для осуществления рубок главного пользования и промежуточного пользования.

В мае 2004 года Межрайонной инспекцией МНС РФ N 1 по Республике Коми была проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросу соблюдения сроков представления деклараций по земельному налогу за 2003 год.

В ходе проверки Инспекция установила факты несвоевременного представления декларации по земельному налогу в сумме 294 116 руб. 00 коп. за 2003 год и декларации по земельному налогу в сумме 13 420 руб. 00 коп. по вновь отведенному земельному участку.

По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение от 17 мая 2004 года.

В соответствии с решением налогового органа общество было привлечено к налоговой ответственности за нарушение срока представления деклараций по земельному налогу, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 159 136 руб. 00 коп.

Поскольку требование Инспекции от 17 мая 2004 года об уплате в срок до 27 мая 2004 года наложенного штрафа предприятием не было исполнено, налоговый орган обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявление Инспекции, признал, что ответчик не является плательщиком земельного налога, и отказал в удовлетворении требований о взыскании штрафа.

Выводы суда первой инстанции по данному делу суду апелляционной инстанции представляются правильными исходя из нижеследующего.

Согласно статье 1 Закона РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Этой же нормой Закона установлено, что собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Как следует из материалов дела, ответчик - общество с ограниченной ответственностью, в данном случае, то есть при получении во временное пользование участков лесного фонда по результатам проведенных лесных конкурсов, выступает в качестве лесопользователя и не является ни землевладельцем, ни землепользователем.

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (пункт 1 статьи 11 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2003 году):

под собственниками земельных участков понимаются лица, являющиеся собственниками земельных участков;

под землепользователями понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

под землевладельцами следует понимать лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторами земельных участков являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

Поскольку обществом и Государственными учреждениями были заключены договоры аренды участков лесного фонда: от 22 ноября 1999 года, от 22 апреля 2002 года, от 10 августа 2002 года и от 24 января 2003 года, ответчик не может быть отнесен ни к одной из выше перечисленных категорий пользователей земельными участками.

Статьей 103 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

При этом лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда, а арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ.

В силу статьи 11 Закона РФ “О плате за землю“ налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Таким образом, налог за земли лесного фонда является составной частью платежей за пользование лесами и обязанность по самостоятельному исчислению данного налога и уплате его отдельно от платы за пользование лесами Законом РФ “О плате за землю“ не предусмотрена.

Согласно статье 105 Лесного кодекса РФ при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

За пользование участками лесного фонда, переданными ответчику по результатам лесных конкурсов, и на основании заключенных договоров аренды общество уплачивает арендную плату, размер которой исчисляется исходя из утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 года N 127 минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

При этом в состав минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, включается и налог на земли лесного фонда (пункт 2 Общих положений к минимальным ставкам).

Между тем пунктом 1 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 года N 345, предусмотрено, что аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и указанным Положением.

Согласно пункту 2 названного выше Положения по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (то есть арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

В соответствии с пунктом 23 Положения об аренде участков лесного фонда арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды.

В пункте 24 Положения... указано на то, что размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования.

Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды (пункт 25).

При этом в силу пункта 26 Положения... при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

Арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду (пункт 27 Положения...).

С учетом анализа вышеперечисленных норм следует признать обоснованными доводы ответчика о том, что правоотношения, вытекающие из договоров аренды участков лесного фонда, не имеют публично-правового характера, и что общество не является в этом случае плательщиком земельного налога, ввиду чего у него отсутствует обязанность по представлению деклараций по земельному налогу.

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции от 22 октября 2004 года по делу N А29-6767/04А подлежит оставлению без изменения, а жалоба Инспекции - без удовлетворения.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, так как в силу пункта 3 статьи 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ налоговый орган освобожден от ее уплаты в бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 112, 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

Председательствующий

С.Л.БАУБЛИС

Судьи

Т.И.ГАЛАЕВА

В.Г.ПРОТАЩУК