Судебная практика

Убытки, понесенные истцом при предоставлении льгот гражданам в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета с Министерства финансов РФ. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 15 октября 2004 г. апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2004 по делу N А29-5041/04-4э, принятое судьей Юдиной О.П.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2004 по делу N А29-5041/04-4э удовлетворены исковые требования открытого акционерного общества в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 14 472 руб. 50 коп. убытков, с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми - 10 362 руб. 91 коп. убытков, во взыскании убытков с Управления по социальным вопросам администрации МО “Усть-Вымский район“ отказано.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми не согласно с принятым решением в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 14 472 руб. 50 коп. убытков, причиненных предоставлением в 2002 году льгот по услугам связи гражданам, проживающим в Усть-Вымском районе, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что Министерство финансов Российской Федерации при финансировании расходов по предоставлению льгот действовало в рамках Закона “О федеральном бюджете на 2002 г.“, дополнительные компенсации льгот сверх сумм, заложенных в бюджете на соответствующий год, приведут к пересмотру бюджета, что нанесет вред неограниченному кругу лиц.

Министерство финансов Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным, а доводы жалобы необоснованными и просит оставить решение без изменения.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что Министерство финансов Российской Федерации в 2002 году произвело финансирование расходов по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не в полном объеме, в связи с чем убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители истца, Министерства финансов Российской Федерации и Управления по социальным вопросам администрации МО “Усть-Вымский район“ в судебное заседание не явились.

В соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Учитывая изложенное, суд считает возможным по имеющимся в деле материалам рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Таким образом, судом апелляционной инстанции проверяется законность и обоснованность решения только в обжалуемой части - в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации 14 472 руб. 50 коп. убытков за счет казны Российской Федерации.

Оценив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов РК, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ истец в течение 2002 года предоставлял перечисленным в законе категориям граждан льготы по оплате за пользование услугами связи.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“. Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.

Согласно Порядку Министерство финансов Российской Федерации зачисляет субсидии на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов; финансовые органы субъектов Российской Федерации после получения информации о поступивших субсидиях представляют реестры на перечисление денежных средств получателям субсидий.

Как видно из материалов дела, на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ муниципальному образованию “Усть-Вымский район“ из средств федерального бюджета, поступивших в Республику Коми, выделено 2 864 000 руб., что подтверждается реестрами на перечисление средств.

Управлением по социальным вопросам администрации МО “Усть-Вымский район“ денежные средства, полученные из федерального бюджета, в полном объеме направлены организациям, оказывающим услуги, в том числе филиалу истца в Усть-Вымском районе - 379 898 руб. 66 коп. согласно акту сверки, подписанному истцом.

Общая стоимость льгот по абонентской плате за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой, предоставленных истцом гражданам Усть-Вымского района на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, составила в 2002 году 394 371 руб. 16 коп., что подтверждается списками льготников, согласованными с Управлением по социальным вопросам администрации МО “Усть-Вымский район“, и предъявленными счетами-фактурами на оплату услуг связи.

Согласно акту сверки за 2002 год между Усть-Вымским филиалом истца и Управлением по социальным вопросам администрации МО “Усть-Вымский район“ по состоянию на 31.12.2003 недополученные истцом в связи с предоставлением льгот доходы возмещены частично, в сумме 379 898 руб. 66 коп.

Таким образом, истцу причинены убытки в размере 14 472 руб. 50 коп.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которое оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ “О связи“ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 19 статьи 4 Закона РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 “Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации“ Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.

Убытки истца возникли в связи с исполнением им установленных федеральным законом обязанностей вследствие недофинансирования из федерального бюджета, что сторонами не оспаривается.

В силу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что убытки в размере 14 472 руб. 50 коп., понесенные истцом при предоставлении льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета с Министерства финансов Российской Федерации.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона “О государственной пошлине“ Министерство финансов Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 августа 2004 года по делу N А29-5041/04-4э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Разъяснить, что Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок с даты изготовления Постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи

С.В.ТУГАРЕВ

М.В.ВАКУЛИНСКАЯ