Судебная практика

О признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 08.04.2009 N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“. Решение от 11 августа 2009 года. Пермский край.

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Невидимовой Е.А., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., поддержавшей заявленные требования, представителей Правительства Пермского края Корепановой О.А. и Кузнецовой Т.Ю., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 11 августа 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 08.04.2009 N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“,

установил:

Правительством Пермского края 08.04.2009 принято Постановление N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“. Данным Постановлением, опубликованным в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 14 от 13.04.2009, предусмотрено:

установить за счет средств бюджета Пермского края дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук (далее - доктор наук), в виде:

социальных выплат докторам наук, работающим в государственных высших учебных заведениях, в возрасте до 65 лет;

доплат к пенсиям неработающим докторам наук, уволенным в связи с выходом на пенсию;

включить в реестр расходных обязательств Пермского края расходы на финансирование предоставления дополнительных мер социальной поддержки докторам наук на 2009-2012 годы в следующих размерах:

на 2009 год - 143372,0 тыс. рублей;

на 2010 год - 191095,0 тыс. рублей;

на 2011 год - 191095,0 тыс. рублей;

на 2012 год - 191095,0 тыс. рублей;

определить главными распорядителями бюджетных средств, указанных в пункте 2 настоящего Постановления:

Министерство образования Пермского края в части предоставления социальных выплат докторам наук, работающим в государственных высших учебных заведениях, в возрасте до 65 лет;

Министерство социального развития Пермского края в части предоставления доплат к пенсиям неработающим докторам наук, уволенным в связи с выходом на пенсию;

Министерству образования Пермского края в срок до 15 апреля 2009 г. разработать и внести на заседание Правительства Пермского края проект постановления Правительства Пермского края о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки докторам наук;



настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 года;

контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Зубарева А.Ю.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного Постановления в полном объеме, полагая, что абзац 2 пункта 1 постановления в части ограничения возраста, до которого производятся социальные выплаты, не соответствует федеральному законодательству и нормам международного права.

В силу статьи 7 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.

Ограничение социальной выплаты возрастом является нарушением конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина. Федеральными законами от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“, от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“, Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ подобные ограничения не предусмотрены.

Особенности регулирования труда педагогических работников регулируются главой 52 Трудового кодекса РФ. Статьей 332 ТК РФ установлен возрастной ценз лишь для замещения должностей ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, которые по достижению возраста 65 лет переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. При этом предусмотрена возможность продления срока пребывания в названных должностях до достижения указанными лицами 70 лет.

Кроме того, в силу ст. 20 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК “О Законодательном Собрании Пермского края“, ст. 17 Закона Пермского края от 07.09.2009 N 107-ПК “О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края“ порядок осуществления мер социальной поддержки населения относится к полномочиям Законодательного Собрания Пермского края, а не к полномочиям краевого Правительства.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Левыкина Л.Л. заявленные требования поддержала.

Представители Правительства Пермского края Корепанова О.А. и Кузнецова Т.Ю., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“. Постановлением Правительства N 208-п установлены дополнительные меры социальной поддержки для докторов наук без ограничения возраста. Региональным законодательством не регламентирован порядок установления дополнительных мер социальной поддержки. К компетенции Законодательного Собрания края относится установление порядка осуществления мер социальной поддержки, то есть мер, установленных федеральным законодательством, а не дополнительных мер социальной поддержки, устанавливаемых субъектом Российской Федерации, поэтому представители заинтересованного лица полагали, что принятие дополнительных мер социальной поддержки относится к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Пермского края.

Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя Правительства Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Оспариваемым Постановлением Правительства Пермского края от 08.04.2009 N 208-п за счет бюджета Пермского края установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук. Исходя из преамбулы данного нормативного правового акта целью его принятия явилась реализация государственной политики в сфере развития высшего профессионального образования на территории Пермского края.

Принимая данное Постановление, краевое Правительство вышло за пределы своих полномочий, установленных статьей 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК “О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края“. Данной статьей к полномочиям краевого Правительства не отнесено установление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

В силу пункта 14 статьи 17 указанного Закона N 107-ПК краевое Правительство осуществляет и иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, на основании пункта “и“ статьи 20 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК “О Законодательном Собрании Пермского края“ регламентирование порядка осуществления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения и образования отнесено к полномочиям краевого Законодательного Собрания в социально-экономической сфере.



Не могут быть признаны состоятельными доводы представителя Правительства края о том, что к полномочиям Законодательного Собрания Пермского края отнесено лишь регламентирование порядка осуществления мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, а установление дополнительных мер социальной поддержки относится к компетенции краевого Правительства.

В силу статьи 26.3.1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ установление дополнительных мер социальной поддержки отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, субъект Российской Федерации путем нормативного правового регулирования самостоятельно определяет, к компетенции какого органа государственной власти Пермского края относится установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Статьей 20 Закона Пермского края от 06.03.2007 N 8-ПК не предусмотрено исключений в компетенции Законодательного Собрания края при регламентировании порядка осуществления мер социальной поддержки. Меры дополнительной социальной поддержки, безусловно, относятся к мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, и потому их установление также относится к компетенции Законодательного Собрания Пермского края.

На Ф.И.О. Пермского края отсутствует нормативное регулирование, относящее к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Таким образом, при принятии оспариваемого Постановления краевого Правительства были нарушены полномочия органа, издавшего данный нормативный правовой акт.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты с нарушением полномочий органа, его издавшего, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими, в связи с чем на основании пункта 17 данного Постановления Пленума суд вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

При таком положении Постановление Правительства Пермского края от 08.04.2009 N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“ подлежит признанию недействующим в полном объеме с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление Правительства Пермского края от 08.04.2009 N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 12 августа 2009 года.

Судья п.п.

ВАСИЛЬЕВА О.А.