Судебная практика

Привлечение к административной ответственности за непредставление документа, подтверждающего убытие товаров с таможенной территории, признано незаконным, поскольку таможенным органом не доказан факт невозможности или запрета предоставления декларантом недостающих сведений в иной таможенный орган. По делу . Республика Коми.

(извлечение)

3 октября 2007 г.

(дата оглашения резолютивной части решения)

4 октября 2007 г.

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Северлес“

об отмене постановления Сыктывкарской таможни N 10202000-104/2007 от 03.09.2007 г.

при участии в заседании:

от заявителя - Б., Д.

от заинтересованного лица - Я., П.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Северлес“ обратилось с заявлением об отмене постановления Сыктывкарской таможни по делу об административном правонарушении N 10202000-104/2007 от 03.09.2007 г. о привлечении Общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сыктывкарская таможня считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований отказать. Доводы подробно изложены в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 3 октября 2007 года.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Во исполнение контракта N 1/07 от 1 ноября 2006 года, заключенного между ООО “Северлес“ (продавец) и фирмой “Scorpion Resources LLP“, Великобритания (покупатель), 16 апреля 2007 года для целей таможенного оформления и таможенного контроля экспортируемого товара Обществом с ограниченной ответственностью “Северлес“ на Сыктывкарский таможенный пост подана неполная таможенная декларация на товар “пиломатериалы хвойных пород обрезных ель, ГОСТ 8486-86, сорт 3“ в количестве 64,47 куб.м. Представленная грузовая таможенная декларация принята, ей присвоен справочный номер 10202080/160407/0001738.

В графе 44 ГТД N 10202080/160407/0001738 Общество указало на обязанность до 16.07.2007 предоставить документ, подтверждающий убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации - коносамент, после чего таможенным органом разрешен выпуск указанного в декларации товара.

В указанный срок коносамент ООО “Северлес“ на Сыктывкарский таможенный пост представлен не был. Указанные сведения, подтверждающие убытие товара с таможенной территории Российской Федерации, а именно - коносамент, представлен Обществом на Сыктывкарский таможенный пост 19.07.2007 г.

17 июля 2007 года старшим государственным таможенным инспектором Сыктывкарского таможенного поста Сыктывкарской таможни в отношении ООО “Северлес“ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту несоблюдения Обществом требований п. 1 ст. 135 ТК Российской Федерации.

По окончании административного расследования 17 августа 2007 года старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Сыктывкарской таможни в отношении ООО “Северлес“ составлен протокол N 10202000-104/2007 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3 сентября 2007 года заместителем начальника Сыктывкарской таможни вынесено постановление о привлечении ООО “Северлес“ к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО “Северлес“ обжаловало его в судебном порядке, указав, что в действиях Общества отсутствует как событие, так и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество исполнило взятое на себя обязательство по предоставлению недостающих сведений, необходимых для таможенного оформления, путем их представления в установленный срок в Балтийскую таможню, то есть в таможенный орган по месту отправки товара. По мнению заявителя, в данном случае нарушение требований п. 1 ст. 135 ТК Российской Федерации Обществом не допущено.

Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ст. 23.8, ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы и рассматривать дела, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

Согласно пункту 1 статьи 135 Таможенного кодекса Российской Федерации, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (часть 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, образуют: нарушение сроков представления таможенной декларации; нарушение сроков представления документов, необходимых для таможенных целей; нарушение сроков представления дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.

Из содержания приведенных норм следует, что срок для исполнения декларантом обязанности по представлению недостающих сведений в отношении российских товаров устанавливается таможенным органом с учетом определенных фактических обстоятельств. Предельный срок ограничен законом (восемь месяцев со дня принятия таможенным органом соответствующей декларации). Оценка таможенным органом таких обстоятельств (время, необходимое для транспортировки товаров в место убытия, навигационные условия) предполагает исследование определенной информации в каждом конкретном случае (при убытии товаров). Конкретный срок может быть установлен в гарантийном обязательстве декларанта, а таможенный орган путем вынесения соответствующего распорядительного документа в письменной форме утверждает временные пределы, за нарушение которых может наступить административная ответственность.

Из материалов дела следует, что 16.04.2007 г. ООО “Северлес“ приняло на себя письменные обязательства по предоставлению недостающих сведений по ГТД N 10202080/160407/0001738, что подтверждается графой 44 ГТД и письмом от 16.04.2007 г. в адрес начальника Сыктывкарского таможенного поста.

Обязательственное письмо декларанта от 16.04.2007 г. подтверждает его намерение представить необходимую информацию в указанный в нем срок. Вместе с тем, для наступления юридически значимых последствий применительно к статье 135 Таможенного кодекса Российской Федерации и статье 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующий срок должен быть установлен не заявителем, а таможенным органом. При этом таможня (по факту исследования и оценки определенных обстоятельств) должна либо утвердить срок, предложенный декларантом, либо определить его самостоятельно с учетом содержания пункта 1 статьи 135 ТК РФ. Срок для представления недостающих сведений должен быть установлен и доведен до декларанта в той или иной форме.

Как следует из представленных материалов, заместитель начальника Сыктывкарского таможенного поста 16.04.2007 г. письменной резолюцией на обязательственном письме ООО “Северлес“ разрешил применить декларанту срок предоставления недостающих документов до 16.07.2007 г., обязав должностных лиц таможенного органа осуществлять контроль за соблюдением указанного срока.

Доказательства доведения до декларанта указанной информации об установлении таможенным органом срока для предоставления недостающей информации путем его утверждения в материалах административного дела отсутствуют. По мнению представителей таможенного органа, обязанности по доведению такой информации до декларанта у таможенного органа нет.

Вместе с тем, суд считает, что неисполнение декларантом добровольно взятого на себя обязательства о предоставлении недостающих документов без предварительного установления юридической обязанности действующим законодательством или распорядительным актом административного органа не может являться правовым основанием для привлечения к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует деяние, выраженное в форме бездействия: непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией.

В соответствии с п. 2 ст. 135 Таможенного кодекса Российской Федерации, если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, применяются те же требования и условия таможенного законодательства Российской Федерации, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.

Согласно п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В соответствии с п. 1 ст. 125 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

Статья 135 Таможенного кодекса Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей декларанта предоставлять недостающие сведения именно на тот таможенный пост или в ту таможню, в которую предоставлялась неполная грузовая таможенная декларация. Данная норма содержит указание на предоставление недостающих документов в таможенный орган.

Согласно ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы - это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и выполняют следующие основные функции, в том числе: осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (п. 1 ст. 401, ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что 22 мая 2007 года Обществом с ограниченной ответственностью “Северлес“ в Балтийскую таможню, г. Санкт-Петербург, представлены копии недостающих документов, необходимых для таможенного оформления товара, в том числе, по ГТД N 10202080/160407/0001738. Заявление от 22.05.2007 г. содержит информацию о том, что таможенное оформление товара проводилось в Сыктывкарской таможне на таможенном посту “Сыктывкарский“. Указанный факт Сыктывкарская таможня не опровергает.

В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащие доказательства невозможности или запрета предоставления декларантом ООО “Северлес“ недостающих сведений по представленной неполной грузовой таможенной декларации в иной таможенный орган, в данном случае, осуществляющий контроль за выпуском и убытием товара с таможенной территории Российской Федерации, Сыктывкарской таможней не представлены.

Согласно п. 1 ст. 119 Таможенного кодекса Российской Федерации убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации (далее - убытие товаров и транспортных средств) допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, во время работы таможенных органов (статья 407).

Статья 120 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров.

На представленной в материалы дела копии грузовой таможенной декларации N 10202080/160407/0001738 имеется отметка Балтийской таможни от 05.05.2007 г. о том, что товар вывезен полностью.

Таким образом, с учетом изложенных выше норм Таможенного кодекса Российской Федерации и представленных в материалы дела документов следует, что перевозчиком (ООО “Орими-Логистик“) при убытии товара представлены в таможенный орган все необходимые документы и сведения, предусмотренные положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, в том числе, недостающие по неполной ГТД, а декларантом - ООО “Северлес“ 22 мая 2007 года исполнена обязанность по предоставлению в таможенный орган недостающих сведений по неполной грузовой таможенной декларации N 10202080/160407/0001738. Поскольку выпуск товара осуществлен Балтийской таможней 5 мая 2007 года, указанное свидетельствует о соблюдении Обществом таможенного законодательства о предоставлении всех необходимых сведений по декларируемому товару.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая, что таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, учитывая общую направленность деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, суд считает, что ООО “Северлес“ не нарушены требования таможенного законодательства. Представление Обществом недостающих сведений по неполной грузовой таможенной декларации N 10202080/160407/0001738 в таможенный орган по месту убытия продекларированного по указанной декларации товара не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со стороны ООО “Северлес“ отсутствует неправомерное бездействие по непредставлению необходимых сведений в установленный срок, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения. Оснований для привлечения ООО “Северлес“ к административной ответственности нет.

В соответствии со ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признает обжалуемое решение административного органа незаконным в случае, если суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

На основании изложенного, требования ООО “Северлес“ подлежат удовлетворению.

В случае отсутствия события и состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. ст. 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращается.

В соответствии с п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учетом указанной нормы уплаченная заявителем государственная пошлина на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2000 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Сыктывкарской таможни N 10202000-104/2007 от 03.09.2007 г. о привлечении ООО “Северлес“ к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО “Северлес“ прекратить.

Выдать ООО “Северлес“ справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).

Судья

Арбитражного суда

Республики Коми