Судебная практика

О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в части освобождения педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, от платы за наем в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, освобождения от оплаты отопления (теплоснабжения), электроснабжения в пределах установленных нормативов потребления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах установленных норм. Решение от 19 января 2007 года. Республика Коми.

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.

при секретаре Махлинец Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 января 2007 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ в части освобождения педагогических работников (учителей, преподавателей) государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, освобождения указанных педагогических работников от оплаты отопления (теплоснабжения), электроснабжения в пределах установленных нормативов потребления и освобождения этих же педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению,

установил:

И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ в части освобождения специалистов образования государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, освобождения указанных специалистов от оплаты отопления (теплоснабжения), освещения (электроснабжения) в пределах установленных нормативов потребления и освобождения этих же специалистов, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению. В обоснование заявления указал, что в нарушение ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ и жилищного законодательства Российской Федерации приведенные выше нормы Закона Республики Коми ограничивают право специалистов государственных образовательных учреждений Республики Коми на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением независимо от площади жилого помещения и нормативов потребления предоставляемых коммунальных услуг в виде отопления (теплоснабжения) и освещения (электроснабжения) данного жилья.

В судебном заседании прокурор Юдин А.В. настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения. При этом просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ в той части, в какой они ограничивают права не всех специалистов образования, а только педагогических работников (учителей, преподавателей) государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

Представители Главы Республики Коми Романец Е.А., Разумовская Н.А. и Лукина А.Н. заявление и.о. прокурора Республики Коми не признали. Считали, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ приняты в пределах предоставленных данному субъекту Российской Федерации полномочий и полностью согласуются с действующим федеральным законодательством, регулирующим вопросы социальной поддержки населения. Полагали, что освобождение специалистов государственных образовательных учреждений Республики Коми от оплаты за пользование жилым помещением в пределах социальной нормы площади жилья, освобождение данных специалистов от оплаты отопления (теплоснабжения), освещения (электроснабжения) в пределах установленных нормативов потребления и освобождения этих же специалистов, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, соответствуют положениям ст. 55 Закона РФ “Об образовании“, поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанным мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.

Согласно п. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ содержания п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ применительно к приведенному принципу нормотворчества свидетельствует о несоответствии указанных положений Закона действующему законодательству о социальной защите и социальной поддержке граждан в Российской Федерации и нормам жилищного законодательства Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми.

Так, согласно ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ от 10 июля 1992 года N 3266-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа).

При этом Закон не ограничивает право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатное пользование жилым помещением в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, пределами социальной нормы площади жилого помещения и предусматривает освобождение указанных работников от оплаты отопления (теплоснабжения), освещения (электроснабжения) жилья без учета установленных нормативов потребления этих коммунальных услуг.

Таким образом, законодательством Российской Федерации для проживающих и работающих в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе и для работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, приведенные выше льготы сохранены в натуральной форме и предусмотрен прежний порядок их предоставления, что следует из системного анализа положений ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ от 10 июля 1992 года N 3266-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и ст. 8 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Поэтому в силу прямого указания федерального закона и принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Установленное ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ от 10 июля 1992 года N 3266-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правило об определении законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, не влияет на право педагогических работников на бесплатное и не ограниченное социальной нормой площади жилого помещения и нормативами потребления коммунальных услуг пользование жилым помещением с отоплением и освещением, т.к. приведенные выше полномочия субъектов Российской Федерации направлены на формирование предусмотренных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетных отношений по выравниванию уровня минимальной бюджетной обеспеченности, оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации путем предоставления им дотаций, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, и сами по себе не изменяют предусмотренные федеральным законодательством условия, порядок и объемы предоставления данных льгот.

В соответствии с Законами Республики Коми “ О республиканском бюджете Республики Коми на 2006 год“, “ О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год“ Республика Коми является получателем дотаций, субвенций и субсидий из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, финансирование отдельных целевых расходов, и поэтому ссылки представителей Главы Республики Коми на то, что меры социальной поддержки педагогических работников являются исключительно расходными обязательствами Республики Коми не могут быть признаны заслуживающими внимания.

При таких обстоятельствах п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ в части освобождения педагогических работников, к которым согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 280 с последующими изменениями и дополнениями, относятся учителя, преподаватели государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, от оплаты за пользование жилым помещением (платы за нем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, освобождения указанных педагогических работников от оплаты отопления (теплоснабжения), электроснабжения (освещения) в пределах установленных нормативов потребления, освобождения этих же педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителей Главы Республики Коми об отсутствии законных оснований для признания недействующим п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ в части освобождения педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление педагогическим работникам бесплатного жилого помещения без центрального отопления не является по смыслу ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ поводом для ограничения права этой категории лиц на отопление жилья путем использования бесплатного твердого топлива, в количестве, необходимом для достижения этой цели. Иное противоречило бы принципу равенства педагогических работников в отношениях, связанных с предоставлением им указанных мер социальной поддержки.

В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ в их указанной части подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ в части освобождения педагогических работников (учителей, преподавателей) государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, освобождения указанных педагогических работников от оплаты отопления (теплоснабжения), электроснабжения в пределах установленных нормативов потребления, освобождения этих же педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты за твердое топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению.

Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 декабря 2006 года N 129-РЗ в их указанной части подлежит опубликованию в газете “Республика“.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Председательствующий

В.В.КРЕТОВ