Судебная практика

Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета по управлению имуществом. По делу . Республика Коми.

от 27 октября 2000 г. Дело N А29-2886/00Э

Арбитражный суд Республики Коми в составе:

председательствующего Юркиной Л.Ю.,

судей: Каменева А.Л., Тугарева С.В.,

при участии в заседании:

от истца: Коданева О.П. - по доверенности,

от ответчиков: Кириллов С.А., Баублене Т.В., Мартюкова М.А. - по доверенностям,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Комибыт“ на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.08.00 г. по делу А29-2886/00Э, принятому судьей Полтавец Г.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14 августа 2000 г. отказано в удовлетворении исковых требований ОАО “Комибыт“ о передаче Министерством внутренних дел Республики Коми квартир общей площадью 592,92 кв.м в жилом доме, расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Громова - К.Маркса, д. 57, в связи с тем, что истец не доказал факта правопреемства по договору от 01.03.91 г., обязательства по которому не исполнены ответчиком.

В апелляционной жалобе ОАО “Комибыт“ просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, так как его правопреемство по договору от 01.03.91 г. подтверждается материалами по приватизации РГП “Комибыт“.

Из материалов дела усматривается, что 3 ноября 1987 г. между Министерством бытового обслуживания населения Коми АССР и Строительно - монтажным управлением МВД Республики Коми был заключен договор подряда на капитальное строительство 166 - квартирного жилого дома по ул. Громова - К.Маркса, д. 25.

В соответствии с постановлением Совета Министров Коми АССР от 23.08.88 г. N 175 “О схеме управления бытовым обслуживанием населения Коми АССР“ Министерство бытового обслуживания населения Коми АССР было упразднено, и на базе последнего создано Коми территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения “Комибыт“.

Содержание названного постановления свидетельствует о том, что Министерство бытового обслуживания населения Коми АССР было реорганизовано в ТПО “Комибыт“, в связи с чем выводы суда первой инстанции о правопреемстве этих организаций в силу п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент реорганизации, являются правомерными.

Анализ акта от 01.03.91 г., согласно которому ТПО “Комибыт“ передает МВД Коми АССР исполнительную и проектную документацию на строительство первой очереди 166-квартирного дома по ул. Громова - К.Маркса г. Сыктывкара, стоимость затрат по незавершенному строительству в сумме 31 300 руб., а МВД Коми АССР по окончании строительства первой очереди дома выделяет ТПО “Комибыт“ 12 квартир, позволяет сделать вывод о том, что сторонами заключен договор на долевое участие в строительстве этого жилого дома.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в процессе коммерциализации и акционирования из ТПО “Комибыт“ было выделено государственное предприятие “Комибыт“, которое в 1993 г. преобразовано в АООТ “Комибыт“ (правопредшественник ОАО “Комибыт“).



Согласно п. 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 г. N 721, с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета.

Представленными материалами приватизации РГП “Комибыт“ опровергаются доводы апелляционной жалобы о том, что истец является правопреемником последнего по договору на долевое участие в строительстве жилья от 01.03.91 г., поскольку решение соответствующего комитета по управлению имуществом о правопреемстве по спорному договору между этими юридическими лицами отсутствует.

В балансе, составленном на момент учреждения АООТ “Комибыт“, отсутствуют данные о долгосрочных капитальных вложениях (счет 58), о дебиторской задолженности МВД Коми АССР (счет 76), позволяющие оценить доводы истца о том, что ему было передано право ТПО “Комибыт“ требовать от МВД Коми АССР исполнения обязательств по передаче квартир в соответствии с договором на долевое участие в строительстве жилья.

Кроме этого, как видно из протокола заседания согласительной комиссии, созданной на основании распоряжения Главы Республики Коми N 212-р от 24.02.00 г., что строительство спорного дома осуществлялось за счет государственных капитальных вложений и средств, перечисляемых предприятиями службы быта, входящими в состав ТПО “Комибыт“.

Данное обстоятельство исключает правомерность доводов истца о том, что право на получение квартир перешло к нему в порядке универсального правопреемства вследствие преобразования ТПО “Комибыт“ в РГП “Комибыт“ и приватизации последнего, в результате чего было создано АООТ “Комибыт“.

Таким образом, следует признать, что выводы суда первой инстанции о необоснованности исковых требований являются правильными.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 153, 155- 160 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 14 августа 2000 года по делу А29-2886/00Э оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ОАО “Комибыт“ 417 руб. 45 коп. госпошлины в доход бюджета Российской Федерации. Выдать исполлист.

Разъяснить, что постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий

Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи:



А.Л.КАМЕНЕВ

С.В.ТУГАРЕВ