Судебная практика

Доход заявителя от сдачи имущества в аренду, учитывающийся как доход от внереализационных операций, не является объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 мая 2004 года по делу N А29-2303/04А, принятое судьей Шипиловой Э.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24 мая 2004 года по делу N А29-2303/04А заявленные требования удовлетворены.

Ответчик (Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Республике Коми) не согласен с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, указав, что сдача имущества в аренду является реализацией услуг и доход, полученный организацией от этой реализации, является объектом налогообложения для определения налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Заявитель (открытое акционерное общество) не согласен с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что в рассматриваемом периоде доход от сдачи имущества в аренду правомерно не был включен в состав выручки от реализации продукции (работ, услуг), инструкция не относится к актам законодательства, предоставление имущества в аренду не являлось уставной деятельностью Общества.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Актом выездной налоговой проверки от 22.01.2004, проведенной Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) N 3 по Республике Коми, установлено, что заявителем в период с 01.01.2000 по 31.12.2002 допущены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе неуплата (неполная уплата) налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 2000 год по г. Ухте в размере 24 777 руб.

По материалам проверки МРИ МНС РФ N 3 по Республике Коми вынесено решение от 13.02.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено заявителю уплатить неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов в установленном размере, а также начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пени за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы по г. Ухте в размере 19 120 руб.

Поскольку в установленный срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате суммы налогов и пени (требование от 17.02.2004), МРИ МНС РФ N 3 по Республике Коми в соответствии со статьями 31 и 46 Налогового кодекса РФ вынесено решение от 15.02.2004 о взыскании налога, сбора, а также пени в установленных размерах за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках.

Открытое акционерное общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил заявленные требования, признав, что сдача имущества в аренду в течение 2000 года не являлось уставной деятельностью заявителя, в связи с чем доход от сдачи имущества в аренду правомерно учитывался на счете 80 “прибыли и убытки“, как доход от внереализационных операций, не связан деятельностью.

Объект налогообложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы определяется в соответствии с порядком исчисления налога на пользователей автодорог согласно Положению о порядке исчисления и уплаты местного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденному решением 2-й сессии 1-го созыва Совета МО “Город Ухта“ от 26.05.99 N 6.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог являются выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Согласно пункту 24 Инструкции Госналоговой службы РФ от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“, действовавшей в рассматриваемый период, сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется на основании данных бухгалтерского учета и отчетности.

Пунктом 21 Инструкции определено, что при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать следующую особенность налогообложения: организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, уплачивают налог с арендной платы, полученной от реализации этих услуг. В указанном порядке налог уплачивается теми организациями, в уставных документах которых имеется запись о предоставлении в аренду имущества и которые выручку от этой деятельности должны отражать по счету 46 “Реализация продукции (работ, услуг)“.

На основании подпункта “ч“ пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы определяется исходя из объема реализации продукции (работ, услуг).

Для расчета сумм указанных налогов используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенной по строке 010 формы N 2 “Отчеты о финансовых результатах и их использовании“ Приложения к бухгалтерскому балансу. По статье “Выручка“ (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) на основании пункта 3.1 Инструкции “О порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия“, утвержденной письмом Министерства финансов России от 24.06.92 N 48, показываются выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), валовой доход от реализации товаров, исчисленный как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров, и другие доходы, учитываемые на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)“ для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг).

Доходы от сдачи имущества в аренду, которые согласно Плану счетов бухгалтерского учета учитываются на счете 80 “Прибыль и убытки“, относятся к внереализационным, то есть не связаны с деятельностью предприятия по реализации продукции (работ, услуг).

Как усматривается из материалов дела (Устав открытого акционерного общества в редакции от 18.06.97), аренда не являлась уставной деятельностью Общества. Изменения в этой части внесены в Устав Общества 21.10.2002 (пункт 3.2.1 Устава).

При таких обстоятельствах доход, полученный заявителем в 2000 году от сдачи имущества в аренду, учитывающийся как доход от внереализационных операций, не является объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, в связи с чем у налогоплательщика не было обязанности начислять и уплачивать налог с этого дохода.

Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 мая 2004 года по делу N А29-2303/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий

В.Г.ПРОТАЩУК

Судьи

С.К.ЕЛЬКИН

А.А.КНЯЗЕВА